Лефевр, Анри


Анри́ Лефе́вр (фр. Henri Lefebvre, 16 июня 1901 — 29 июня 1991) — французский социолог и философ, теоретик неомарксизма. Известен как, один из первопроходцев в критике повседневной жизни, критиковал сталинизм, экзистенциализм и структурализм. Автор концепции «право на город». За свою плодотворную карьеру Лефевр написал более шестидесяти книг и трёхсот статей.[4]

Родился в Ажетмо, департамент Ланды. Изучал философию в Сорбонне и закончил её в 1920 году. К 1924 году Лефевр работал с Полем Низаном, Норбертом Гутерманом, Жоржем Фридманом, Жоржем Политцером и Пьером Моранж в философской группе, стремившейся к «философской революции».[5] Это привело их к контакту с сюрреалистами, дадаистами и другими группами, прежде чем они перешли к Французской коммунистической партии (ФКП). Позже Лефевр занял должность профессора в Прив (Ардеш), где оживил местную коммунистическую ячейку. Под угрозой увольнения после участия в демонстрации против политика Андре Тардье, он был автоматически переведен в 1931 году в Монтаржи (Луаре), где преподавал до войны. В 1935 году он был избран муниципальным советником из списка (меньшинства) антифашистских подразделений.

Лефевр вступил в ФКП в 1928 году и стал одним из самых выдающихся французских марксистских интеллектуалов во второй четверти 20-го века, прежде чем присоединиться к французскому Сопротивлению.[6] В 19301940 годах — работает профессором философии, после немецкой оккупации Франции — в рядах Сопротивления. С 1944 по 1949 год он был директором Radiodiffusion Française - французской радиовещательной компании в Тулузе. Среди его работ был очень влиятельный, антисталинистский текст по диалектике под названием «Диалектический материализм» (1940). Эта работа была одобрена и позаимствована философом Жан-Полем Сартром в книге «Критика диалектического разума» (1960).

Семь лет спустя Лефевр опубликовал свой первый том «Критики повседневной жизни», в котором Лефевр анализирует мифологию «частной», «приватной» жизни в буржуазном обществе и показывает, как она связана с отчуждением.[7] Эта работа имеет большое влияние на теоретические разработки ситуационистов (Ги Дебор, Рауль Ванейгем) и авангардистов из движения «КоБрА». Во время тридцатилетнего пребывания Лефевра в ФКП, он был выбран для публикации критических атак на оппозиционных теоретиков, особенно экзистенциалистов, таких как Сартр, бывший коллега Лефевра Низан.[8] По иронии судьбы он перешел от того, что служил основным интеллектуалом для ФКП, к тому, чтобы стать одним из самых важных критиков политики ФКП во Франции (например, из-за отсутствия мнения об Алжире и, в более общем плане, из-за продолжения сталинистского курса в партии) и одного из интеллектуальных направлений в партии (то есть структурализма, особенно работ Луи Альтюссера).[9]