Псевдонаука


Псевдонау́ка (от греч. ψευδής «ложный» + наука), также лженау́ка, псевдознание[6], — убеждения, утверждения, деятельность или учение, представляемые сторонниками как научные, в том числе основанные на научном методе, но по сути таковыми не являющиеся[7][8][9][10], «мнимая или ложная наука»[9].

Критерием отнесения утверждения или концепции к числу псевдонаучных является не статус автора (который сам может иметь учёные степень и звание)[11], а содержание и подача идеи (заявлена как научная, но таковой не является)[8].

Существуют близкие по значению термины: «паранаука», «квазинаука»[12], «альтернативная наука», «неакадемическая наука». В англоязычной литературе для псевдонауки также используются такие термины как pathological science, junk science, voodoo science, crackpot science и bad science[13]. Некоторые исследователи обозначают комплекс этих понятий, искажающих образ подлинной науки, термином «девиантная наука» (от лат. deviatio — отклонение, девиация)[14], указывая, что эти негативные формы паразитируют на науке и ведут к деформациям её ценностного ядра.

Не принадлежат к псевдонауке те концепции из областей религии, философии, искусства, морали и т. д., которые не соответствуют современным научным представлениям, но и не претендуют на роль науки[15]. Псевдонаука также отличается от неизбежных научных ошибок и от протонауки как исторического этапа развития науки. Псевдонаука отличается от мусорной науки  (англ.)[16].

Наука является наиболее надёжным источником знаний в самых разных областях, поэтому с практической точки зрения отделение, демаркация науки от других сфер, включая псевдонауку, важно для принятия решений как в частной, так и в общественной жизни. По причине высокого статуса науки в современном обществе попытки присвоить научный статус различным идеям и учениям весьма распространены[17]. Лженаука нередко мотивирована той же целью, что и прикладная наука — достижением немедленного практически полезного результата. Однако лженаука демагогически апеллирует к научным методам, лишь имитируя их[18]. При этом она никогда не ставит перед собой в качестве центральной задачи истинное познание действительности[14]. Ущерб личности и обществу от распространения псевдонаучных идей состоит в искажении мировоззрения[19] и принятии ошибочных решений[17]; псевдонаука также может представлять угрозу для жизни и здоровья[19].