ЛиАЗ-5293


ЛиАЗ-5293 — российский городской полунизкопольный автобус большого класса, производившийся Ликинским автобусным заводом. Являлся полунизкопольной версией автобуса ЛиАЗ-5256. По состоянию на апрель 2021 года в общей сложности произведено примерно 2100 автобусов[1].

Первый автобус ЛиАЗ-5293.00 2006 года выпуска работал в городе Полевском Свердловской области[2]. Первая крупная партия автобусов ЛиАЗ-5293 (100 машин) была заказана в 2007 году Нижегородской областью для работы в ГПНО «Нижегородпассажиравтотранс»[1].

По состоянию на апрель 2021 года выпущено почти 2100 автобусов ЛиАЗ-5293, из которых не менее 360 (18 %) были поставлены с завода в Санкт-Петербург, не менее 210 (11 %) — в Нижний Новгород. Автобусы этой модели эксплуатируются также в Архангельской, Брянской, Курской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Калужской, Кировской, Костромской, Липецкой, Мурманской, Омской, Псковской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Тюменской и Ярославской областях; в Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Пермском и Хабаровском краях, Ненецком АО, ХМАО, а также в Республике Коми, киргизском городе Оше и казахстанских Астане и Алма-Ате[1].

В Москве до 9 мая 2013 года эксплуатировались в 11-м автобусном парке семьдесят семь автобусов ЛиАЗ-5293.70, поступивших, соответственно, в 2006 году (12 шт. Евро-3), в 2007 году (25 шт. Евро-3) и в 2008 году (40 шт. Евро-4). Эти автобусы используют экологически чистое топливо — компримированный (сжатый) природный газ (метан). Эта модификация оснащена двигателем Cummins CGe-250, работающем на природном газе. После ЧП, связанного с разрывом газового баллона высокого давления, случившегося 9 мая 2013 года на отстойно-разворотной площадке у станции метро «Речной вокзал», эксплуатация этих автобусов была приостановлена[3]. Автобусы находились на консервации до осени 2015 года, после чего газовые баллоны были заменены на более надёжные; 39 оставшихся автобусов 2008 года выпуска с двигателем Евро-4 вновь были введены в эксплуатацию.

Оценка проекта ЛиАЗ-5293 столь же неоднозначна, как и у предшественников. Пониженный до минимума ровный пол в передней и средней частях салона — несомненный прогресс, приближающий данную модель к аналогам вроде Scania OmniLink.

Однако при создании автобуса явно не был учтён ряд особенностей реальной эксплуатации, например, необходимость вписывания системы АСКП, которая из-за компоновочной несостыковки со стенкой кабины водителя занимает слишком много места, тем самым заметно снижая пиковую вместимость автобуса, что ухудшает его производительность и экономические параметры.