Либерализация экономики


Либерализация экономики (или экономическая либерализация) — это ослабление государственного регулирования и ограничений в экономике, с целью расширить участие частных компаний. В политике эта доктрина связана с классическим либерализмом и неолиберализмом. Можно сказать, что либерализация — это «устранение контроля» для поощрения экономического развития[1].

Многие страны шли по пути экономической либерализации в 1980-х, 1990-х и в XXI веке, заявляя целью сохранение или повышение своей конкурентоспособности и улучшение деловой среды. Политика либерализации может включать или часто включает частичную или полную приватизацию государственных предприятий, учреждений и активов, большую гибкость рынка труда, снижение налогов, уменьшение ограничений как для отечественного, так и для иностранного капитала, открытые рынки и так далее. Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр в 2005 году писал: «Успех придёт к тем компаниям и странам, которые быстро адаптируются, медленно жалуются, открыты и готовы меняться. Задача современных правительств состоит в том, чтобы гарантировать, что наши страны могут принять этот вызов»[2].

В развивающихся странах либерализация экономики часто обозначает «открытие» экономики для иностранного капитала и инвестиций. Бразилия, Китай и Индия смогли войти в число самых быстрорастущих экономиками мира отчасти благодаря либерализации своей экономики в пользу иностранного капитала[3].

В настоящее время у многих стран, особенно в странах третьего мира, возможно, не было другого выбора, кроме как либерализировать свою экономику (передать ключевые отрасли промышленности в собственность иностранцев), чтобы оставаться конкурентоспособными в привлечении и удержании как своих внутренних, так и иностранных инвестиций. Это называется TINA factor, что означает «нет альтернативы[англ.]». Например, в Китае после Культурной революции[4] и в 1991 году у Индии не было иного выбора, кроме как провести либерализацию экономики[5]. На Филиппинах во время правления президента Бенигно Акино III была предпринята неудачная попытка изменить конституцию 1987 года, в частности, поправки включали в себя отмену экономически ограничительных положений[6].

Противоположностью либерализованной экономики являются такие экономики, как северокорейская с её «самодостаточной» экономической системой, закрытой для свободной внешней торговли и инвестиций (см. автаркию). Однако Северная Корея не полностью отделена от мировой экономики, поскольку активно торгует с Китаем и, в меньшей степени с Россией, создаёт с этими странами совместные предприятия, на которых заняты северокорейские рабочие, а также получает помощь от других стран в обмен на мир и ограничения своих ядерных и ракетных программ[7][8].