Либертинизм


Либертини́зм (ново-лат., от лат. lībertīnus — вольноотпущенник), также употребителён термин либертина́ж (фр. libertinisme, libertinage) — название нигилистической философии, отрицающей принятые в обществе нормы (прежде всего этические, моральные и нравственные). Течение возникло в первые десятилетия XVI века в учёной среде как вызов проповедникам религиозной, этичной, моральной и нравственной реставрации[1]. В настоящее время термин «либертин» ассоциируется с образом «безбожного развратника», однако его негативный смысл возник благодаря идейным противникам; в исходном значении понятие означает свободомыслящего, инакомыслящего, вольнодумца[1]. Словарь[какой?] XVII века определяет человека, приверженного к либертинизму, как нечестивого по отношению к религии, сексуально развращенного. Однако так же, как и того, «кто ненавидит ограничения, кто следует за своим естеством, не отступая от честности».

Либертинами (либертенами) в XVII—XVIII веках называли сторонников свободной, гедонистической морали. Это те люди, которые потворствуют плотским удовольствиям (или даже групповой сексуальности), то есть это проявление свободы, выходящей за пределы обычной морали. Эти, как правило, представители высшей знати и их клиентелы, создававшие тайные сети дружеских связей, основанных на общности эротических вкусов. Во Франции существовала особая либертенская субкультура[2]. Впервые этот термин был применён Жаном Кальвином к деятельности голландской секты анабаптистов, которая отвергала многие общественные нормы[источник не указан 954 дня].

Со временем слово «либертин» стало означать свободу от ограничений, в частности социальных, моральных и религиозных норм. Эта философия приобрела сторонников в XVIII и XIX веках во Франции и Англии. Заметным идеологом либертинизма был маркиз де Сад. В наше время[когда?] либертинизм ассоциируется[кем?] с либертарианством (что некорректно)[3], садомазохизмом, нигилизмом, свободной любовью и свингом.

Переосмыслив теории греческого философа Эпикура, можно сказать, что первые идеи либертинизма родились в XVI веке в Италии (Кардан, Парацельс, Макиавелли), а затем получили своё развитие в следующем веке благодаря Гассенди. Подтверждая моральную автономность человека перед лицом религиозной власти (особенно спекулятивный аспект свободы разума), либертинизм продолжает развиваться в XVIII веке по современной форме критического мышления. Критикуя догматизм, либертинизм опровергает понятие философской системы.