Лиготти, Томас


То́мас Лиго́тти (англ. Thomas Ligotti; род. 9 июля 1953 года) — современный американский писатель в жанрах ужасов[1]. Его произведения уходят корнями в несколько литературных жанров — наиболее заметную странную прозу — и были описаны критиками как произведения философского ужаса, часто сформированные в короткие рассказы и новеллы в традициях готической литературы[1]. Мировоззрение, которого придерживается Лиготти в своей художественной и научно-популярной литературе, пессимистичное и нигилистичное[1][2]. В газете «The Washington Post» Томаса назвали «самым тщательно хранимым секретом в современной литературе ужасов»[3].

Родился в Детройте, штат Мичиган. Окончил университет Уэйна в 1977 году. В течение долгого времени работал в издательстве Gale Group, в 2001 году уволился и переехал во Флориду.

Писательскую деятельность Лиготти начал в 1980-х, публикуя свои рассказы в небольших фэнзинах и журналах. Первоначально он избегал контактов с прессой и тщательно скрывал всю информацию о себе, что спровоцировало слухи о том, что имя «Томас Лиготти» — псевдоним другого автора, возможно, известного. Позже Лиготти развеял эти слухи.

По собственному признанию писателя, он с 17-летнего возраста страдает паническими атаками и фобиями, а также приступами депрессии, что нашло отражение в его творчестве[4]. «Чем старше становлюсь, тем больше нахожу подтверждений моему мрачному мировоззрению», — говорит сам о себе и своём взгляде на мир писатель[5]. Среди авторов, оказавших на него влияние, Лиготти называет Владимира Набокова, Эдгара По, Уильяма Берроуза, Эмиля Чорана, Бруно Шульца и многих других[4]. Критики неоднократно отмечали также влияние на творчество и мировосприятие Лиготти таких писателей, как Франц Кафка, Говард Лавкрафт[4][6][7] и Хорхе Луис Борхес[4][8].

Критики часто применяют к творчеству Лиготти определения «интеллектуальный хоррор», «литературный хоррор»[4] и «философский хоррор». Дань уважения Лиготти воздал Даррелл Швейцер, написавший книгу о его творчестве.

— В ваших рассказах […] фигурируют искусственные люди. Марионетки, куклы, манекены часто становятся источником ужаса. Вы действительно считаете их самым страшным, что может ввергать читателя в ужас и порождать кошмары, или причина в другом?