Weird Fiction


«Weird fiction» или Странная фантастика («Вирд фикшн»[1]) — литературный поджанр фантастики, возникший в конце XIX — начале XX веков. В сюжетах этих произведений переосмысливаются традиционные элементы и персонажи жанра ужасов, такие как призраки, вампиры и оборотни[2][3][4]. Произведения жанра обыгрывают нетипичные образы вымышленных существ и заставляют читателя сомневаться в фундаментальных основах реальности, уделяя больше внимания неосязаемым вещам, стирая грань между реальностью, сном, и фантазиями. Известные в жанре писатели, такие как Чайна Мьевиль перефразирует Гёте и говорит, что «странная фантастика» вызывает ощущение сверхъестественного ужаса. Мьевиль приводит в качестве примера «щупальца» как непременный атрибут вымышленных существ в работах данного типа. Щупальце — тип конечности, отсутствующий у большинства чудовищ из европейского фольклора и готической литературы, но часто присутствующий у чудовищ в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта; и других писателей, таких как: Уильям Хоуп Ходжсон, Монтегю Родс Джеймс, Кларк Эштон Смит, Август Дерлет и других.Термин weird fiction в основном использовался в качестве исторического названия для произведений ужасов 1930-х годов, затем жанр пережил возрождение в 1980-х и 1990-х годах, и ныне продолжает развиваться[5][6][7].

Одним из основателей жанра является Говард Филлипс Лавкрафт, который относил свои произведения к жанру «Странной фантастики» и «Космического ужаса». Лавкрафт отметил ряд классических писателей, повлиявших на этот жанр в своем эссе «Сверхъестественный ужас в литературе». Современными яркими представителями жанра являются Томас Лиготти, Чайна Мьевиль, Джефф Вандермеер и другие[7].

Джон Клют пишет, что «Странная фантастика» заимствует черты «жанров фэнтези, сверхъестественной фантастики и ужасов, воплощающих мотивы трансгрессии»[8].

Чайна Мьевиль пишет, что «Странная фантастика» представляет собой: «прерывистые и едва уловимые черты черной фантастики и тёмного фэнтези («ужасы» плюс «фэнтези») с участием нетипичного вида инопланетян (таким образом, плюс «научная фантастика»)»[9].

Джеффри Эндрю Вайншток пишет, что «старая Странная фантастика конца XIX — начала XX века использует элементы жанров ужаса, научной фантастики и фэнтези, чтобы продемонстрировать бессилие и ничтожность человека перед огромной Вселенной, которую населяют злонамеренные силы, намного превосходящие людей, которые не способны их понять или контролировать их воздействие»[источник не указан 25 дней].