Мьевиль, Чайна


Ча́йна Том Мьевиль (англ. China Tom Miéville, корректное произношение "Миэйвил" (mee-AY-vill), род. 6 сентября 1972, Норидж) — британский писатель-фантаст, левый активист и учёный. Он определяет свой жанр как «странную фантастику».

С раннего детства Мьевиль жил в Лондоне. Воспитывался матерью. С восемнадцати лет он преподавал английский язык, жил в Египте, где у него появился интерес к арабской культуре и ближневосточной политике. Мьевиль получил степень бакалавра социальной антропологии в Кембриджском университете, а также доктора философии по международным отношениям в Лондонской школе экономики, где защитил докторскую диссертацию, озаглавленную «При столкновении двух равных прав»[1], в которой адаптировал к теории международного права марксистскую концепцию права, опираясь на работы Евгения Пашуканиса и критических теоретиков права[англ.], и продемонстрировал связь международного права с империализмом.

Мьевиль — марксист и троцкист, бывший член британской Социалистической рабочей партии и американской Интернациональной социалистической организации. В 2001 году баллотировался в Палату общин от Социалистического альянса, набрав 459 голосов, то есть 1,2 %. В январе 2013 года выступил с критикой руководителей СРП, а в марте 2013 года покинул партию из-за несогласия с отказом партийного руководства осудить виновника внутрипартийного сексуального скандала. В августе 2013 года выступил в числе девяти подписантов (среди которых были Кен Лоуч, Майкл Розен и Жильбер Ашкар) в газете «Гардиан» с призывом к созданию новой левой партии, получившей название «Левое единство» (Left Unity).

Его левые политические взгляды отражаются в его работах — как художественных (в том числе в его романе «Железный совет»), так и нон-фикшн (включая его книгу «Октябрь» о Революции 1917 года), — а также в теоретических взглядах на литературу (его критика «Властелина колец»). Входит в редакционную коллегию марксистского журнала «Historical Materialism» (Нидерланды).

Дебютный роман «Крысиный король» может быть отнесён к жанру мистического ужаса, впоследствии Мьевиль обратился к жанру фэнтезийного стим-панка, опубликовав имевшие огромный успех романы «Вокзал потерянных снов» и «Шрам». В творчестве автора присутствуют элементы научной фантастики, фэнтези и литературы ужасов. К последнему из перечисленных жанров относится большинство рассказов Мьевиля, неоднократно появлявшихся в престижных сборниках «Фэнтези, мистика, магический реализм: лучшее за год», «Ужасы: лучшее за год» и тематических антологиях. Сам автор признавался, что некоторое влияние на его малую прозу оказало творчество Говарда Лавкрафта.