Ликург (сын Дрианта)


Ликург (др.-греч. Λυκοΰργος) — персонаж древнегреческой мифологии, царь фракийского племени эдонов. Враждовал с Дионисом и из-за этого был ослеплён или погиб. В историческую эпоху стал героем ряда пьес на греческом и латинском языках.

Большинство источников называет Ликурга сыном Дрианта (Дриаса)[1], но у Нонна Панополитанского это сын Ареса[2][3]. О царе фракийского племени эдонов, наказанном за свою враждебность по отношению к Дионису, писали многие античные авторы начиная с Гомера (это единственный миф из дионисова цикла, упомянутый в гомеровских поэмах[1]). В «Илиаде» сообщается, что Ликург прогнал из своего царства младенца Диониса, убив его кормилиц, и за это его ослепил отец ребёнка — Зевс[4]. В более поздних источниках (начиная, по-видимому, с афинской драматургии V века до н. э.) конфликт становится ещё более трагическим. Теперь Дионис появляется во Фракии в юношеском возрасте, в сопровождении вакханок. Царь приказывает поместить его под стражу, но вскоре дворец начинает дрожать, словно от землетрясения, и Дионис легко выходит на свободу[1]. Согласно Псевдо-Аполлодору, юный бог наслал на Ликурга безумие: думая, что вырубает виноградную лозу, тот напал с топором на собственного сына Дрианта, убил его и разрубил тело на куски[5]. По другим версиям, он отрубил себе ногу[6] или обе[7].

Позже Ликург пришёл в себя и понял, что наделал. Из-за сыноубийства земля перестала приносить урожай, и боги объяснили эдонам, что единственный способ всё исправить — убить царя. Ликурга отнесли к горе Пангей, там связали и оставили на растерзание лошадям[5]. По другим версиям, Дионис на Родопе бросил его пантерам[8], либо «заключил в скалу»[9], либо царь покончил с собой[10].

Существуют и альтернативные версии мифа. Согласно Дионисию Скитобрахиону, Ликург напал на войско Диониса, возвращавшееся из индийского похода, и перебил большую часть менад. Нонн Панополитанский пишет, что Ликург жил в аравийской Нисе, убивал путников и разрубал их на куски, принося таким образом жертвы Аресу; он был обожествлён арабами[11]

Эсхил посвятил мифу о Ликурге целую тетралогию[12], куда вошли, в частности, сохранившиеся фрагментарно трагедии «Эдоняне», «Бассариды» и «Юноши» и сатировская драма «Ликург»[13]. Царь эдонов стал заглавным героем трагедий Тимокла и Полифрасмона, комедии Анаксандрида. Гней Невий создал переложение тетралогии Эсхила на латинском языке[14]. В эллинском изобразительном искусстве активно использовался сюжет о безумии Ликурга[15].

Исследователи констатируют, что в мифе о Ликурге, как и в истории Пенфея, нашла отражение происходившая в действительности борьба между первыми адептами дионисийского культа и сторонниками классической эллинской религии[1].