Линейные крейсера типа «Мольтке»


Линейные крейсера типа «Мольтке» (нем. Moltke-Klasse) — тип линейных крейсеров[прим. 1] ВМС Германской империи эпохи Первой мировой войны. Построены две единицы — «Мольтке» и «Гёбен».

Явились дальнейшим развитием линейного крейсера «Фон дер Танн». За счёт увеличения нормального водоизмещения больше чем на три тысячи тонн были улучшены все параметры. Получили дополнительную пятую башню главного калибра. Имели большую скорость и лучшее бронирование. Как и предшественник, значительно превосходили все британские линейные крейсера с 305-мм орудиями. Однако по скорости и вооружению значительно уступали британским крейсерам второго поколения типа «Лайон», вступившим с ними в строй практически одновременно.

Активно использовались во время Первой мировой войны. «Мольтке» принял участие во всех боевых операциях германских линейных крейсеров в Северном море и на Балтике. После окончания войны интернирован и затем затоплен собственным экипажем в Скапа-Флоу. «Гёбен» был единственным германским линейным крейсером, не входившим в состав 1-й разведывательной группы. До войны служил на Средиземном море. В начале Первой мировой войны прорвался в Дарданеллы и был продан Турции. Участвовал в нескольких стычках с русским Черноморским флотом. После войны был отремонтирован, пережил Вторую мировую войну и стал последним линейным крейсером, пущенным на слом.

Когда только начинались работы по подготовке к закладке линейного крейсера «Фон дер Танн», департамент общего проектирования военно-морского ведомства уже начал выработку требований к линейному крейсеру G программы 1908 года[прим. 2]. На конференции в мае 1907 года было принято решение, что новый крейсер будет крупнее предыдущего. Выделенных на него в 1908 году 44 млн марок могло хватить на переход вслед за линкорами на орудия калибром 305 мм. Однако и начальник департамента проектирования контр-адмирал Рольман, и министр Тирпиц считали, что калибра в 280 мм[прим. 3] достаточно для противоборства с современными британскими линкорами[прим. 4], а с точки зрения тактических преимуществ лучшим решением является увеличение количества орудий. Поэтому калибр орудий остался без изменений — 280 мм, но были улучшены их характеристики за счёт перехода на длину ствола в 50 калибров[2].

Уровень бронирования должен был быть не хуже, чем у «Фон дер Танна», скорость не ниже 24,5 узла[2]. Проектирование велось под руководством главного конструктора Дитриха с апреля 1907 года по сентябрь 1908 года. По сравнению с «Фон дер Танном» новый крейсер получил более протяжённый полубак, идущий до фок-мачты, и ещё одну 280-мм башню в кормовой оконечности. Рост водоизмещения вызвал также рост мощности силовой установки[3]. Процесс проектирования был длительным из-за нехватки персонала. Практичные немцы сочли, что тратить ресурсы на разработку проекта единичного корабля расточительно. Поэтому, чтобы сэкономить время и средства на разработке проекта, крейсер H программы 1909 года было решено строить по тем же чертежам[2].