SMS Goeben (1911)


«Гёбен» (нем. Goeben) — германский линейный крейсер типа «Мольтке» времён Первой мировой войны. Введен в строй 2 июля 1912 года. 16 августа 1914 года был передан Турции. В 19141917 годах вёл операции на Чёрном море против русского Черноморского флота и Кавказской армии.

С ноября 1918 года в составе турецкого флота под именем «Султан Селим Грозный» (тур. Yavuz Sultan Selim) или просто Yavuz. До 1950 года был флагманом военно-морского флота Турции. В 1973 году разрезан на металл[1] (последним из кораблей германского имперского флота) после того, как Германия отказалась выкупить его и превратить в музей.

Считается, что «Гёбен» («Явуз Султан Селим») оставался на активной службе дольше, чем любой другой корабль дредноутного типа в мире.

Линейный крейсер типа «Мольтке». Заложен 12 или 28 августа[Прим. 1] 1909 года, спущен на воду 28 марта 1911 года, предварительно вошёл в состав флота 2 июля 1912 года. Стоимость постройки составила 41 564 000 золотых марок или 20 728 000 рублей золотом. Строительство велось на судоверфи фирмы «Блом унд Фосс» («Blohm und Voss») в Гамбурге.

До войны крейсер был флагманом Средиземноморской группы Кайзерлихмарине (командующий — адмирал Вильгельм Сушон).

К началу Первой мировой войны, летом 1914 года, Средиземноморская группа (эскадра) в составе линейного крейсера «Гёбен» и лёгкого крейсера «Бреслау» находилась вблизи побережья Африки. В Средиземном море находились значительные силы французского флота, поэтому после объявления войны было решено перевести группу в Константинополь, к побережью Турции, подписавшей секретный договор о союзе с Германией, но объявившей о своём нейтралитете в начавшейся войне. Кроме французского флота, в Средиземном море находилась и группа британских линейных крейсеров, однако «Гёбену» и «Бреслау» удалось ускользнуть от союзников и благополучно дойти до цели: 28 июля (10 августа) 1914 года немецкие крейсера достигли пролива Дарданеллы.