SMS Breslau (1911)


В 1914 году передан Турции, где получил имя Midilli (турецкое название острова Лесбос). Вместе с линейным крейсером «Гёбен» вёл операции на Чёрном море[2]. Использовался для уничтожения судов снабжения Русской армии на Кавказском фронте.

20 января 1918 года после боя у острова Имброс подорвался на минах и затонул с большей частью команды в точке 40°05′ с. ш. 26°02′ в. д.HGЯO.

Постройка «Бреслау» была начата на верфи «Вулкан» в Штеттине в начале 1910 года. На воду он спущен 16 мая 1911 года, вступил в строй весной 1912-го.

Длина крейсера составляла 138,7 м (136 м по ватерлинии), ширина — 13,5 м, осадка — 4,93 м, водоизмещение — 4564 т. На «Бреслау» были установлены 12 скорострельных 105 мм/45 орудий в штыревых палубных установках, два подводных 500-мм торпедных аппарата. Крейсер нёс 120 морских мин и устройства для их сброса. Численность команды составляла 373 человека. В 1916 году взамен четырёх концевых, стоявших попарно, орудий установили два 15-см орудия, в 1917 году поставили ещё четыре ил шесть таких орудия.

Две турбины AEG-Vulcan общей мощностью 33 482 л. с. и четыре винта позволяли развить скорость 27,5 узла. При полном запасе 1200 тонн угля и экономической скорости 12 узлов «Бреслау» мог пройти 5820 морских миль.

Первую мировую провел в основном на Чёрном море. 20 января 1918 года подорвался на минном поле в 15 милях от Дарданелл, у острова Имброс, и затонул на глубине 77 метров.