Сражение у Имброса


Сражение у острова Имброс (англ. Battle of Imbros) — морской бой между флотами Великобритании и Османской Империи во время Первой мировой войны. Состоялся 20 января 1918 года, когда османская эскадра атаковала Британский флот у острова Имброс, Эгейское море. Уход британских тяжелых кораблей позволил османским (фактически — немецким) линейному крейсеру «Явуз Султан Селим» (Гёбен) и лёгкому крейсеру «Мидили» (Бреслау) потопить несколько вражеских кораблей, перед атакой на британскую военно-морскую базу в бухте Мудрос на острове Лемнос. Несмотря на успешные боевые действия и уничтожение нескольких британских кораблей у острова Имброс, «Явуз Султан Селим» и «Мидили» попали в минное поле. «Мидили» затонул, а «Явуз Султан Селим» был сильно поврежден.

После революции и выхода России из войны немецкое военно-морское командование начало планировать военные действия против Антанты перед Дарданеллами. 2 декабря 1917 года турецкое главное командование отправило сообщение командующему османским флотом, в котором отмечалось, что две вражеские дивизии оставили Македонию. Антанта планировала перебросить эти дивизии в Палестину через город Салоники. Для предотвращения операции турецкое командование просило прислать подводные лодки, однако из-за неисправности последних аналогичное прошение было отправлено немецкому Морскому генеральному штабу в Берлине. Немецкое командование ответило, что считает возможным проведение крейсерской операции «Гебена» и «Бреслау», которые выдвинутся в Салоники, избегая значительных военно-морских соединений врага. Операция, предложенная немецким командованием, имела целью не помешать переброске вражеских войск в Палестину, а заставить врага выделить значительные силы для защиты от немецкой эскадры. Последнее создало бы больше целей для немецких подводных лодок и дало бы им возможность нанести больше потерь вражескому флоту.

Главнокомандующий турецких вооруженных сил Энвер-паша согласился на проведение операции, однако отметил два момента:

После обмена телеграммами с немецким командованием в Берлине начались приготовления к операции. В первую очередь корабли должны были быть загружены углем, с которым имелись определенные проблемы. По состоянию на 21 декабря «Гебен» имел в своих угольных ямах 1385 т угля (при максимальном запасе в 3000 т), а «Бреслау» — 157 т (при максимальном запасе в 1200 т). В середине декабря, в порту города Зунгулдак углем загрузили турецкие эскадренные миноносцы, 21 декабря был загружен «Бреслау». Для «Гебена» условия были менее благоприятными. Он прибыл в Зунгулдак 15 января, однако был вынужден встать на открытом рейде и принимать уголь с барж, часто при неблагоприятных погодных условиях. В конце концов, 18 января угольные ямы линейного крейсера были полностью загружены.