Лирическая опера


Лирическая опера (фр. opéra lyrique, также conte lyrique, drame lyrique, épisode lyrique, pièce lyrique[1]) — ведущий жанр французской оперы середины — второй половины XIX в., тесно связанный с творчеством таких композиторов, как Шарль Гуно, Жорж Бизе, Жюль Массне, Амбруаз Тома и т. д. Некоторые из лирических опер — например, «Кармен» — являются общепризнанными шедеврами мировой оперной классики, постоянно исполняющимися на оперных сценах мирах.

Рождение жанра лирической оперы во французской музыке середины XIX века связано в первую очередь с кризисом романтизма, воплощением которого являлся жанр большой оперы. Героические и историко-легендарные сюжеты, романтически-статичные образы в произведениях Джакомо Мейербера и его многочисленных подражателей постепенно перестали устраивать публику. Потерпел упадок также жанр комической оперы[2].

Отказ от крайностей возвышенной эстетики романтизма сменился так называемой «лиризацией»[3] оперного искусства: появился интерес композиторов и публики к углублению психологизма, стало больше уделяться внимания личности, внутреннему миру и переживаниям обычных людей. Так, лирическая опера сменила «большую оперу» и «опера комик» в качестве главного жанра во французском оперном театре во второй половине XIX века.

Создатели лирических опер в качестве основы для сюжетов своих произведений часто выбирали произведения мировой классической литературы и драматургии («Ромео и Джульетта» и «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Фауст» и «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга фон Гёте, «Кармен» Проспера Мериме, «История кавалера де Гриё и Манон Леско» аббата Прево и многие другие). При этом имелась тенденция к отказу от философской проблематики в пользу бытовой, из-за чего оперы, основанные на том или ином литературном произведении, часто имели мало общего с оригиналом в идейном плане. Помимо этого, авторы часто обращались к экзотически-ориентальной и даже библейской тематике.

Осноположниками жанра лирической оперы считается Шарль Гуно («Фауст», «Ромео и Джульетта» и т. д.). Другие крупнейшие представители этого жанра — Жорж Бизе («Кармен», «Искатели жемчуга», «Джамиле»), Жюль Массне (Манон, «Вертер», «Таис», «Дон Кихот»), Лео ДелибЛакме»), Амбруаз Тома («Миньона», «Гамлет»), Камиль Сен-СансСамсон и Далила») и др.

Вследствие того, что лирические оперы затрагивали интимные переживания людей и изображали повседневную жизнь, их музыка отличалась демократичностью музыкального языка. В их музыкальную ткань часто оказывались «вплетены» такие вставные жанры, как песня, романс, танец, марш, а также многочисленные разговорные вставки и диалоги[4].