Литерный поезд


Ли́терный по́езд — укоренившееся название поезда высокой важности, перевозящего весьма именитых персон (чаще всего — первых лиц государства) или ценный груз.

Изначально так назывались поезда, обозначавшиеся литерой вместо номера — что свидетельствовало об их особом статусе[1][2]. Позднее это название закрепилось за всеми поездами высокой важности.

При движении по железнодорожной магистрали литерный поезд обладает неоспоримым приоритетом: движение других поездов (номерных) всегда подстраивается под график движения литерного. Кроме того, на станциях и разъездах литерные поезда обслуживаются в первую очередь.

Почти всегда в составе литерного поезда присутствуют специальные вагоны (вагоны-салоны, бронированные вагоны и так далее). В абсолютном большинстве случаев специальными службами обеспечивается охрана литерного поезда на всем пути его следования.

Считается, что первый российский литерный поезд появился во времена Николая I. 3 ноября 1836 года на участке Кузьмин — Павловск проследовал поезд, где, по утверждениям историков[3], в восьмиместном купе вагона 1-го класса находились государь с императрицей и наследником. В дальнейшем на Александровском заводе были построены специальные вагоны для Императорского поезда, использовавшиеся членами царской фамилии вплоть до 1917 года.

После революции литерные поезда использовались для перевозки первых лиц государства и — в редких случаях — особо важных грузов.