Железнодорожная линия Лихославль — Вязьма


Лихославль — Торжок — Ржев — Вязьма — хордовая железнодорожная линия, проходящая по территории Тверской и Смоленской областей с севера на юг. Является составной частью железной дороги Санкт-Петербург — Симферополь. Вся линия однопутная, электрифицированы только первые 33 км дороги (до Торжка).

Участок Лихославль — Торжок открыт в 1870 году. Вторая очередь Новоторжской железной дороги (Торжок — Ржев) открыта в июле 1874 года. Оба участка были построены обществом Новоторжской железной дороги. В 1888 году была сдана Ржево-Вяземская железная дорога, сооруженная на средства правительства и со времени открытия состоявшая во временном заведовании обществом Новоторжской железной дороги. В 18941895 годах вся железная дорога от Торжка до Вязьмы перешла в состав Николаевской железной дороги[1][2].

Сейчас движение по линии малоинтенсивное. Большинство поездов дальнего следования, ходивших ранее по линии, переведено на Московскую железную дорогу. При этом, в 2010 году был замечен рост числа транзитных товарных поездов, обусловленный открытием скоростного движения на Октябрьской железной дороге, вследствие чего часть грузопотока была перенаправлена в обход через Торжок и Ржев[3].

Участок однопутный, электрифицированный (постоянный ток 3 кВ). Начинается с ответвления от главного хода Октябрьской железной дороги сразу за железнодорожной станцией Лихославль при движении со стороны Москвы. Поезда из Санкт-Петербурга выходят на линию за станцией Шлюз, минуя Лихославль. На участке до Торжка имеется железнодорожный мост через реку Логовежь[4], а также пересечение с автодорогой М10 E 105 Москва — Санкт-Петербург.

По линии ежедневно ходят 3 пары пригородных электропоездов на Тверь. Также здесь проходят поезда дальнего следования Санкт-Петербург — Смоленск. Ранее существовавший поезд Москва — Осташков в настоящее время не в ходу[5].

Торжок — первая узловая станция при движении со стороны Лихославля, на запад ответвляется линия на Соблаго. Для поездов, следующих из Санкт-Петербурга, производится смена электровоза на тепловоз. Смена локомотива для поезда Москва — Осташков не производится, участок до Торжка поезд проходит уже на тепловозной тяге.