Ли Хван


Ли Хван (кор. 이황, псевдоним Тогё (иссякший ручей), почётное имя Мунсун; 1501, Андон — 1570, там же) — корейский учёный-неоконфуцианец, философ, придворный чиновник Чосонской династии. Наряду со своим младшим современником Ли И считается наиболее ярким представителем корейской философии XVI столетия. Писатель, основатель школы Ёнсан и нео-конфуцианской академии Досан-Совон.

Родился в многодетной семье, был младшим из восьми детей, в провинции Кёнсандо на юге Кореи. Фамилия была частью корейского рода Ли. Уже в раннем детстве знал наизусть поэтические произведения китайского поэта Тао Цяня, в юношеские годы, с 12 лет сам писал стихотворения. Тогда же дядя Ли Хвана начинает знакомить его с «Беседами Конфуция», одним из четырёх классических канонов конфуцианской литературы. Написанное Ли Хваном в 18 лет стихотворение «Ядан» (야당Ю, «Пруд нетронутой природы») считается его первым выдающимся сочинением. В возрасте 20 лет молодой человек приступает к серьёзному изучению основ конфуцианской философии. В 23 года он приезжает в Сеул и поступает в университет Сонгюнгван. Через 4 года Ли Хван сдаёт предварительные экзамены на замещение должностей чиновника, в 33 года он вновь приезжает в университет для сдачи оставшихся экзаменов и здесь знакомится с известным философом Ким Инху. В 1534 году Ли Хван сдаёт последние экзамены с отличием и начинает карьеру правительственного чиновника. В 1538 году умирает его мать, и Ли Хван возвращается в родной город, чтобы в соответствии с конфуцианской традицией, соблюдать трёхлетний траур. После возвращения в Сеул работал на различных правительственных должностях, зачастую их совмещая. В 1542 году выполнял миссию «под прикрытием» по расследованию случаев коррупции в правительственных и чиновничьих кругах, а также по изучению её влияния на настроения народных масс. Выполнял это своё задание, строго преследуя коррупционеров, что создало у него немало могущественных врагов, добившихся, в конце концов, судебного разбирательства против самого Ли Хвана. Так как Ли Хван выполнял свою миссию по указанию самого короля Чунджона, козни его врагов и преследования глубоко его задели. Его потрясло, насколько глубоко коррупция проникла в государственный аппарат Кореи и окружение самого короля, насколько подпадает король под влияние врагов Ли Хвана и их наветам. В результате по трезвому размышлению учёный решает оставить королевскую службу.