Лобач-Жученко, Борис Михайлович


Борис Михайлович Лобач-Жученко (6 июля 1875 г., Санкт-Петербург — 28 мая 1938 г., Таруса) — русский и советский учёный в области механики, профессор Московского механико-электротехнического института имени М. В. Ломоносова, моряк, писатель, автор книг по истории механики, морского флота и авиации. Внук и приёмный сын украинской и русской писательницы Марко Вовчок, отец советского яхтмена Бориса Лобач-Жученко.

Борис Михайлович Лобач-Жученко родился 6 июля 1875 г. вне брака у математика Богдана Афанасьевича Марковича[укр.] (1853—1915) и Елизаветы Ивановны Корнильевой (1854 −1912). Мать скрыла от родителей беременность и рождение сына. Позже, рассорившись с Б. А. Марковичем, отдала сына на воспитание свекрови — известной украинской писательнице Марко Вовчок (1833—1907). Позднее, 28 июля 1891 г. Б. М. Лобач-Жученко был официально усыновлен бабушкой и её вторым мужем, Михаилом Демьяновичем Лобач-Жученко (1850—1927)[1].

Б. М. Лобач-Жученко окончил Саратовское Александро-Мариинское реальное училище (1894 г.) и Санкт-Петербургский Технологический институт императора Николая I (1899 г)., после чего был зачислен во флот младшим инженер-механиком (31 августа 1899 г.). В октябре 1899 г. был приписан к эскадре Тихого океана. С февраля 1900 г. по июнь 1902 г. являлся судовым механиком крейсера I ранга «Владимир Мономах», минного крейсера «Всадник», портового судна «Силач» и крейсера II ранга «Забияка». Участвовал в китайском походе 1900—1901 гг.

После перевода на Балтийский флот и производства в помощники старшего инженер-механика (6 декабря 1903 г.), Б. М. Лобач-Жученко был назначен трюмным механиком эскадренного броненосца «Петр Великий». В августе-октябре 1904 г. проходил службу в качестве судового механика на миноносце № 119. 1 января 1905 г. был переименован в штабс-капитаны корпуса инженер-механиков флота. Являясь наблюдающим по механической части за постройкой минных крейсеров, был уволен от службы «по домашним обстоятельствам» в чине капитана (9 января 1906 г.), по утверждениям некоторых биографов — за участие в политических демонстрациях и митингах во время Первой русской революции.

С 1 июля 1906 г. работал заведующим мастерскими Санкт-Петербургских соединенных училищ дальнего плавания и механиков торгового флота императора Петра I, и одновременно обучался в Императорском археологическом институте. Вновь определён на службу штабс-капитаном корпуса инженер-механиков флота (4 июня 1908 г.) и назначен младшим отделенным начальником Морского инженерного училища императора Николая I. 18 апреля 1910 г. Б. М. Лобач-Жученко был произведен в капитаны корпуса инженер-механиков флота, а с 6 декабря 1914 г. стал инженер-механиком капитаном 2-го ранга.