Лобёф, Макс


Альфред Максим Лобёф (фр. Alfred Maxime Laubeuf; 23 ноября 1864, Пуасси — 23 декабря 1939, Канны) — французский инженер, изобретатель оригинального типа подводных лодок, конструкции которых в конце XIX — начале XX веков оказали большое влияние на создание этого вида морских судов. Член Военно-морской академии Франции, член Французской Академии наук (с 1920).

Окончил Политехническую школу в Париже. Позже, в 1883 поступил в Высшую национальную школу корабельных дел.

В 1887 поступил на службу помощником инженера в военно-морской флот Франции. Инженер — с 1891 года, работал в Бресте. В 1896 году, из-за объявленного морским министром Локруа, международного конкурса проектов подводных лодок, начал заниматься вопросами подводного плаванья. Существовавшие в то время во Франции типы подводных лодок, снабжённые исключительно электрическими моторами, обладали крайне малым районом действия и неудовлетворительными мореходными качествами. После ряда опытов М. Лобёф составил собственный проект, по которому в 1899 году была построена первая погружающаяся подводная лодка (submercible) — «Нарвал» («Narval» (Q4)), открывшую новую эпоху в истории подводного кораблестроения.

«Нарвал», спущенный на воду в Шербуре 26 октября 1898 года, был оригинальным кораблём. Это были две лодки, вставленные одна в другую; внутренняя — прочная, внешняя — легкая. Первая выдерживала давление воды на глубине, а второй была придана форма, выгодная для движения на поверхности моря. Пространство между двумя корпусами служило цистернами для погружения. Поскольку давление в таких цистернах практически всегда равно наружному, внешний корпус мог быть сделан сравнительно тонкостенным и легким.

От предыдущих типов она отличалась гораздо большей плавучестью, имела миноносные обводы и 2 типа двигателей — электрический для подводного хода и тепловой для надводного.

«Нарвал» имел для надводного хода паросиловую установку, а для подводного — электромотор. На малом ходу или на стоянке паросиловая установка использовалась для зарядки аккумуляторов. Вооружение лодки составляли четыре поворотных решетчатых торпедных аппарата системы Джевецкого.