Локрийский лад


Локрийский лад — один из натуральных ладов. Не так широко распространён, как остальные натуральные лады. Назван в соответствии с именем исторического региона, области Древней Греции, — Локриды, откуда, вероятно, он происходил. Также называют одним из ладов народной музыки.

В своей основе этот лад диатоничен; простейшим его примером может служить последовательность белых клавиш на фортепиано от си до си. Звукоряд локрийского лада совпадает с натуральным минором, в котором II и V ступени низкие. Однозначного мнения, к какой группе относится локрийский лад, нет, но большинство музыковедов по характеру звучания определяют его к ладам минорного наклонения. Такая неоднозначность возникает ввиду отсутствия (невозможности построения) чистой квинты от первой ступени звукоряда[1].

Локрийский лад обладает гнетуще-мрачной, суровой и горько-печальной окраской[2], воспринимается на слух довольно резко и неприятно.

Локрийский лад терцовой основы широко распространен в музыкальных традициях народов Передней Азии и является древнейшей системой армянской монодической музыки. Будучи излюбленным ладом армянской крестьянской музыки, он также встречается в трудовых песнях, во́хбах-заплачках, плясовых и лирических песнях[3].

В древнегреческой системе современный локрийский лад именовался гипердорийским, отражая таким образом схему его образования, и, весьма вероятно, миксолидийским (тогда). Октава разделялась на два одинаковых тетрахорда, к которым прибавлялся соединительный тон. В древнегреческой системе было три основных лада, где соединительный тон ставился между тетрахордами, но кроме них существовали и другие лады: в них этот тон стоял либо до двух тетрахордов (лад получал приставку «гипо-»), либо после (такой лад получал приставку «гипер-»). Так дорийский (тогда) тетрахорд имел следующее строение[4]:

Дублированием дорийского тетрахорда с прибавлением соединительного тона в конце получался гипердорийский, ныне локрийский, лад[4]: