Лондонское соглашение (1906)


Лондонское соглашение 1906 года — трёхстороннее международное соглашение между Великобританией, Францией и Италией о сотрудничестве[1] (де-факто — разделе сфер влияния) в Абиссинии (Эфиопии)[1][2]. Заключено 13 декабря 1906 года.

Лондонское соглашение 1906 года закрепило сложившийся к моменту его заключения политический и территориальный статус-кво Эфиопии, определило границы сфер экономических интересов Великобритании, Франции и Италии в Эфиопии и установило коллегиальный порядок разрешения споров по Эфиопии между перечисленными державами. Основное же значение Лондонского соглашения 1906 года для международной политики заключается в том, что договорившиеся между собой Великобритания, Франция и Италия установили своё совместное монопольное политическое и экономическое господство в Эфиопии, не дав своим основным соперникам — Германии и России — укрепить свои позиции в этой стране и, шире, в восточноафриканском регионе.

В начале XX века, по мере укрепления независимости и военной мощи эфиопского государства, западные державы, особенно те, чьи владения соседствовали с Эфиопией, стремились уже не захватить эфиопскую территорию, а утвердиться в экономической и отчасти в политической сфере Эфиопии. Наибольший успех в сфере экономического проникновения в Эфиопию сопутствовал Франции, выгодно использовавшей свою поддержку этой стране в период итало-эфиопской войны. Французские предприниматели получали самые выгодные концессии в Эфиопии, важнейшей из которых была концессия на строительство железной дороги от Джибути до Харэра и дальше вглубь страны. В феврале 1902 года эта концессия, которая прежде принадлежала частным предпринимателям, стала собственностью Французской республики. Как заявил посол Великобритании в Эфиопии Джон Харрингтон, построенная французским бизнесом железная дорога, соединившая Эфиопию с Индийским океаном, «отдала всё будущее экономическое развитие Эфиопии в руки французов»[3][4].

Противовес экономическому усилению Франции в Эфиопии негус Менелик II решил искать в Великобритании, основной сопернице Франции. В том же 1902 году было подписано англо-эфиопское соглашение о предоставлении британской компании концессии на строительство железной дороги между Угандой и Суданом через территорию Эфиопии (не была построена). Кроме того, император пошёл на значительные территориальные уступки Великобритании, отказавшись в её пользу от своих претензий на завоёванную ранее Эфиопией область, расположенную по правой стороне верхнего течения Нила[4].