Лондон-Юстон (станция)


Железнодорожная станция Юстон (англ. Euston /ˈjstən/, также Юстонский вокзал, Лондон-Юстон) — железнодорожный вокзал в центральной части Лондона, в районе Камден, управляемый Network Rail. Является южным окончанием магистрали Западного побережья, самой загруженной железной дороги Великобритании. Юстон — пятая по загруженности станция Великобритании и самый загруженный междугородний пассажирский терминал страны, откуда поезда уходят в Уэст-Мидлендс, Северо-Западную Англию, Северный Уэльс и Шотландию. Междугородние экспресс-перевозки пассажиров осуществляются компанией Avanti West Coast, ночные перевозки в Шотландию — компанией Caledonian Sleeper. Компании West Midlands Trains и London Overground осуществляют региональные и пригородные перевозки.

Из Юстона поезда ходят в крупные города Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль, Глазго и Эдинбург. Также это основная станция для поездов в Холихед, откуда отправляются паромы до Дублина (Ирландия). Пригородные поезда London Overground используют Уотфордскую линию, электрифицированную постоянным током, которая проходит параллельно магистрали Западного побережья до станции Уотфорд-Джанкшен. Станция метро Юстон имеет прямые выходы в главный зал вокзала, а станция метро Юстон-Сквер находится недалеко от вокзала. Вокзалы Кингс-Кросс и Сент-Панкрас находятся примерно в 1 км на восток по Юстон-роуд.

Юстон был первым междугородним железнодорожным вокзалом Лондона. Место для станции подобрали Джордж и Роберт Стефенсоны. Первое здание вокзала спроектировалФилип Хардвик, строительство вёл Уильям Кубитт. Отличительной чертой здания вокзала была арка над входом. Вокзал открылся 20 июля 1837 года как конечная остановка железной дороги Лондон — Бирмингем (L&BR). После объединения L&BR с другими компаниями и образования Лондонской и Северо-Западной железной дороги (LNWR) вокзал был расширен, вместо первоначальных навесов в 1849 году был построен Большой зал. Количество перронов на протяжении XIX века постепенно выросло с двух до пятнадцати. В середине 1960-х годов для электрификации магистрали Западного побережья вокзал был полностью перестроен, в том числе были снесены арки и Большой зал. Архитектурное решение обновленного вокзала до сих пор вызывает критику. В будущем Юстон должен стать конечной станцией планируемой железной дороги High Speed 2, и в настоящее время ведутся работы по модернизации вокзала.

Станция названа в честь Юстон-холла в Суффолке, родового поместья герцогов Графтон (они же графы Юстон), главных землевладельцев в этом районе в середине XIX века[3].