Лопухова, Лидия Васильевна


Ли́дия Васи́льевна Лопухо́ва (также известная как Лопокова, англ. Lydia Lopokova, Baroness Keynes; 21 октября 1892, Санкт-Петербург8 июня 1981, Тилтон Восточный Суссекс, Великобритания) — русская балерина начала XX века.

Отец Лидии работал в театре, все его пятеро детей стали танцовщиками. Старший брат Лидии Федор Лопухов длительное время был балетмейстером Мариинского театра. Лидия училась с 1901 в императорской балетной школе, по окончании в 1909 была принята в состав труппы Мариинского театра в качестве кордебалетной танцовщицы[1].

В 1910 году она покинула Россию чтобы присоединиться к труппе Дягилева. Она провела там только один сезон, выделившись в постановке Михаила Фокина «Жар-птица». В рецензиях и по описаниям, сделанным её братом Фёдором, она не поражала своими вращениями, но у неё была блистательная пальцевая техника; она обладала удивительно высоким и лёгким прыжком. Дягилевский «Русский сезон» 1910 года окончился в июле. После этого антрепренёры начали ей предлагать гастроли на выгодных условиях. От театра телеграммой было получено разрешение не приезжать и дан отпуск без сохранения содержания. После летнего турне Лопухова уехала в США, где провела шесть лет. В 1912 году Лопухова выступала в программе варьете У.Гарден уже с сольными номерами. Лопухова изучала английский и изучала профессию драматической актрисы. В 1914 году она официально изменила форму написания своей фамилии, превратив её в «Лопокову». В 1916 году вновь появилась в Русском Балете Дягилева (который в январе приехал в США), исполняя роль Снегурочки в балете Леонида Мясина «Полуночное солнце», затем начала танцевать в паре с Вацлавом Нижинским. В 1916 была в составе «Русского балета» на гастролях в Испании. Труппа, съездив в США, вернулась весной 1917 года в Европу — в Италию, где с успехом Лопухова выступила. Там же в Италии Лопухова познакомилась с художником Пабло Пикассо, который с удовольствием рисовал танцовщицу. В 1918 году Лидия в первый раз приехала с гастролями в Лондон, где с большим успехом выступила в балетах «Благовоспитанная леди» и «Волшебная лавка». Лопухова прослужила в труппе Дягилева до июля 1919[1]. Вскоре после этого Лидия ушла со сцены по семейным причинам, но возвратилась в 1921 году. Именно тогда она познакомилась с Игорем Стравинским, работавшими над балетом «Спящая красавица», где Лопухова танцевала партию Авроры.