Мясин, Леонид Фёдорович


Леони́д Фёдорович (Лео) Мя́син (28 июля [9 августа1896[1] Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Поставил более 70 одноактовых балетов. С 1914 года входил в труппу Большого театра, затем выступал в Русском балете Дягилева.

Учился балету в Московском театральном училище. Там его заметил Сергей Дягилев, приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы, и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов». Дебют в труппе Русский балет Дягилева состоялся 14 мая 1914 года в роли Иосифа в балете «Легенда об Иосифе». В этот период наиболее громкой его постановкой стала скандальная премьера «сюрреалистического» балета «Парад» на музыку Эрика Сати (в сотрудничестве с Пабло Пикассо и Жаном Кокто)[2].

Разрыв Мясина с Дягилевым был драматичным. Ещё в 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии «Весны священной», у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. После конфликта Мясин прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Балетмейстер был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет. Дягилев тяжело переживал разрыв с Мясиным, что не помешало ему позднее отозваться о бывшем фаворите следующим образом: «У Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, — это деньги»[3]. Несмотря на всё это, свои мемуары Мясин предварил посвящением «Памяти Сергея Дягилева»[4][2].

После ухода Вацлава Нижинского он стал звездой и взял на себя его роли[5]. В своём первом балете, вышедшем в 1915 году под названием «Le Soleil de Nuit», он использовал элементы русского фольклора. 18 мая 1917 года в парижском театре Шатле состоялась премьера балета «Парад». Балет основан на либретто Жана Кокто. Парад рассказывает о группе артистов цирка, которые пытаются завлечь публику в палатку перед началом шоу. Декорации и костюмы были разработаны Пабло Пикассо, дирижёр — Эрнест Ансерме[6]. Чтобы достоверно изобразить испанские танцы, Мясин тщательно изучил аутентичный испанский стиль танца персонажей[7][2].