Легенда об Иосифе


«Леге́нда об Ио́сифе» (фр. La Légende de Joseph) — одноактный балет в постановке М. М. Фокина по либретто Г. фон Гофмансталя и Г. фон Кесслера на музыку Р. Штрауса с декорациями Х. М. Серта и костюмами Л. С. Бакста. Впервые представлен силами труппы Русский балет Дягилева 14 мая 1914 года в театре Гранд-Опера́, Париж.

Для 9-го Русского сезона 1914 года в Париже Фокин поставил свои последние четыре балета для труппы Русский балет Дягилева: «Бабочки», «Легенду об Иосифе», «Золотого петушка» и «Мидаса». Для воплощения этих постановок С. П. Дягилев, уволив В. Ф. Нижинского и оставшись без балетмейстера, был вынужден обратиться за помощью к М. М. Фокину, примириться с ним и долго уговаривать вернуться в труппу[4].

9-й Русский сезон состоял из 10 представлений в 6 спектаклях. Мировая премьера (фр. création) «Легенды об Иосифе» состоялась в Париже 14, 17 и 19 мая в одном спектакле с парижской премьерой «Бабочек» и «Шехеразадой»[5].

По данным Елизаветы Суриц, свой единственный балет Рихард Штраус сочинил специально для антрепризы Сегрея Дягилева[6]. Это не точные данные, поскольку Штраус сочинил ещё один балет — «Взбитые сливки[нем.]» (op. 70, 1922). В либретто использована история библейского персонажа Иосифа из Ветхого Завета (Быт. 37:1-50:26). В «Легенде об Иосифе» действие переносится в эпоху Возрождения, в Венецию времён Паоло Веронезе[7]. Вопреки библейской легенде, по мнению Е. Я. Суриц, превратившейся в эротико-мистическое представление, «по произволу авторов либретто»[6] в финальной сцене балета Иосиф возносится к небесам, а жена Потифара удушает себя жемчужным ожерельем[7].

Балет начинается одним из блестящих восточных праздников в духе стиля модерн, которыми прославилась труппа Русский балет. Это был дебют молодого и тогда ещё неопытного Л. Ф. Мясина в Русских сезонах[7]. В. М. Красовская писала, что стиль мимодрамы на библейский сюжет не отличался новизной ни в творчестве балетмейстера, ни в репертуаре труппы Дягилева. Мясин в роли Иосифа своей пластикой и костюмом напоминал пастушка из «Дафниса и Хлои»[8]. Роль жены Потифара на первом показе в Париже исполнила оперная певица М. И. Кузнецова, но изначально эта роль предназначалась Т. П. Карсавиной, которая выступила в ней только месяц спустя в Лондоне со свойственным ей драматическим талантом[7].

По свидетельству С. Л. Григорьева, во время первого показа в Лондоне близкий к берлинским придворным кругам автор сценария граф Гарри фон Кесслер известил Дягилева о своём опасении, что осенние гастроли труппы в Германии могут не состояться. Менее чем две недели спустя разразилась Первая мировая война[9].