Лукаш, Иван Созонтович


Ива́н Созо́нтович Лука́ш (30 марта [11 апреля1892, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя15 мая 1940, Мёдон, О-де-Сен, Франция) — писатель, прозаик и исторический романист, журналист русской эмиграции. Псевдоним — Иван Оредеж[1].

Иван Созонтович Лукаш родился 30 марта (11 апреля1892 года в Санкт-Петербурге, Российская империя. Отец Ивана Лукаша, отставной ефрейтор лейб-гвардии Финляндского полка, ветеран Русско-турецкой войны (1877—1878), был швейцаром и натурщиком в Санкт-Петербургской Академии художеств. Созонт Никонович Лукаш (1840—1903[2]) действительно был потомком днепровских казаков. Мать Ивана — из крестьянской семьи, заведовала столовой Академии.

Иван Лукаш окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Первая публикация — сборник стихов «Цветы ядовитые» (1910) под псевдонимом И. Оредеж, вышедший при поддержке И. Северянина. Был близок эгофутуризму.

Во время Гражданской войны Лукаш воевал в Добровольческой армии генерала А. И. Деникина. Участник Крымской эвакуации. В 1920 году эмигрировал через Галлиполи и Стамбул в Софию. В Галлиполи Лукаш взял интервью у командира Дроздовской дивизии А. В. Туркула и Владимира Манштейна (известного как «однорукий чёрт Манштейн»). Интервью вошло в книгу Лукаша «Голое поле» (София, 1922 год). Впоследствии Иван Лукаш литературно обработал книгу генерала А. В. Туркула «Дроздовцы в огне» (1937).

С начала 1920-х годов Лукаш жил в Берлине, где начал писать исторические романы. Осенью 1922 года вошёл в содружество писателей и художников «Веретено». Вышел из него вместе с Владимиром Сириным и другими после того, как стали известны пробольшевистские симпатии основателя «Веретена» Александра Дроздова. В ноябре 1922 года вошёл во вновь организованный кружок «Братство Круглого Стола», объединивший ушедших из «Веретена» авторов. Лукаш был самым близким другом Владимира Набокова-Сирина в 1920-е годы. Как пишет биограф Набокова: «Никогда больше и ни с одним писателем у Набокова не будет такого тесного контакта в работе, как с задиристым Лукашем»[3]. С конца сентября по ноябрь 1923 года Лукаш и Сирин (Набоков) совместно работали над сценарием пантомимы «Агасфер» на симфоническую музыку композитора В. Ф. Якобсона[4]. В конце 1923 года они вместе написали сценарий пантомимы «Вода живая» для Берлинского кабаре «Синяя птица». В феврале 1924 года по заказу композитора Александра Илюхина они написали сценарий балета-пантомимы «Кавалеры лунного света». Весной 1924 года они вместе пишут киносценарий, тогда же — циклы скетчей. Один из них назывался «Locomotion». Всего было написано не менее пяти программ[5]. Это было единственное долговременное сотрудничество Набокова в соавторстве. В середине февраля 1925 года Айхенвальд, Лукаш и Сирин вошли в литературно-издательское объединение «Арзамас».