Лунница


Лу́нница — бронзовое, серебряное, реже золотое украшение в виде полумесяца[1]. Отличается большим разнообразием форм, декора, ювелирных техник, приёмов и значения в составе костюма. Составляет элементы различных предметов личного убора[2]. Форму лунниц могли иметь серьги, нагрудные подвески, металлические детали головного убора и другие[1]. Один из самых распространённых типов украшений[2]. Лунницы известны с позднего бронзового века. Были в обиходе у многих земледельческих народов Европы и Азии, включая Древний Египет[1]. В Восточной Европе имели распространение ещё до широкого расселения славян[3][4]. Отражают почитание луны, связанное с культом плодородия. В рамках христианской культуры связаны с почитанием Богородицы[2][5]. В Древней Руси бытовали в X[2] — первой половине XIV века[6]. Хронологическая лакуна второй половины XI века на Троицком раскопе в Новгороде указывает на сакральное значение привесок-лунниц как языческих амулетов в X — первой половине XI века и утрату их первоначального значения к началу XII века[6]. До настоящего времени лунницы сохраняются в составе национального костюма у некоторых народов Индии[1].

Лунницы имели распространение на Древнем Востоке, в более позднее время — в различных странах Азии, в Римской империи. В Средние века бытовали в странах Западной Европы, на Руси, в Моравии, Польше, Хорватии. Характерны уже для дославянских культур, в частности для дьяковской культуры на территории Московской области[3][4]. В Древней Руси лунницы были одним из наиболее распространённых типов подвесок. Большее распространение имели только нательные кресты[2]. Известны лунницы с крестом, а также древнерусские лунничные височные кольца[7]. Свидетельства использования лунничных амулетов В. П. Даркевич видел во фразе митрополита Киевского Георгия: «аще кто целует месяц, да будет проклят».

Широкое распространение лунниц в Х—XIII веках практически на всей славянской территории позволяло интерпретировать их как типично славянские украшения или амулеты, восходящие к общеславянским представлениям. Н. Хамайко отмечает, что археологические реалии оказываются иными. В достоверно языческих славянских древностях VI—VII веков двурогие лунницы или какие-либо их возможные прототипы отсутствуют. Появление двурогих лунниц оказывается связанным с проникновением в славянскую среду в конце VII — начале VIII веков комплекса филигранно-зернёных женских украшений (Залесский клад) в составе первой волны византийского влияния. Вторую волну влияния Хамайко связывает с падением Аварского каганата и формированием уже славянского раннегосударственного комплекса престижных филигранно-зернёных женских украшений Великой Моравии. Оттуда он был заимствован соседями — Русью и Польшей. На сложение древнерусских штампованно-филигранных лунниц оказали влияние ранние типы великоморавских зерненных лунниц, аналогичные лунницам найденным в Старом Месте[8].