Льюис, Джерри Ли


Дже́рри Ли Лью́ис (англ. Jerry Lee Lewis; 29 сентября 1935[3][4][…], Ферридей[d], Конкордия, Луизиана, США — 28 октября 2022[5], Несбит[d], Де-Сото, Миссисипи[1]) — американский певец, пианист, композитор, один из основоположников и ведущих исполнителей рок-н-ролла.

Джерри Ли Льюис родился в бедной семье Элмо и Мами Льюисов. Играть на пианино Льюис начал в раннем возрасте вместе со своими двоюродными братьями — Мики Гилли (впоследствии известный исполнитель кантри) и Джимми Сваггартом (Jimmy Swaggart[англ.], в будущем популярный телепроповедник). Именно в те годы Льюис получил прозвище «Убийца» (The Killer).

Карьера Льюиса началась в Мемфисе, с записей на Sun Records в 1956 году. Владелец лейбла — Сэм Филлипс — возлагал на Льюиса особые надежды, рассчитывая вырастить нового Элвиса Пресли. Первым хитом певца стал сингл «Crazy Arms[англ.]» (1956). Следующий хит «Whole Lotta Shakin’ Goin’ On» (1957) стал визитной карточкой певца. Затем последовали также успешные «Great Balls of Fire» (1957), «Breathless[англ.]» (1958), «High School Confidential[англ.]» (1958). Будучи пианистом и не имея возможности отходить от инструмента, Льюис направлял всю свою ураганную энергию в игру, часто дополняя её ударами по клавишам ногами и головой.

Бурно развивавшаяся карьера Льюиса была почти погублена скандалом, разразившимся в мае 1958 года в ходе турне по Англии и Шотландии вокруг его женитьбы на 13-летней двоюродной племяннице Майре Гейл Браун[6]. Скандал привёл к тому, что часть концертов была сорвана, а остальные пришлось отменить в связи с развернувшейся широкомасштабной травлей артиста в британской прессе[6]. На родине артиста также ждал холодный приём. Его песни надолго исчезли из эфиров американских радиостанций, лишь Алан Фрид оставался предан музыканту и продолжал ставить в эфир своей радиостанции его записи вплоть до разразившегося в 1959 году скандала, связанного с пэйолой[6]. Льюис был единственным успешным исполнителем Sun Records, который продолжал записываться у Сэма Филлипса, в отличие от других коллег по лейблу, которые через один-два года переходили на более крупные фирмы звукозаписи. В начале 1960-х гг. Льюис обратился к современному ритм-н-блюзу и записал свои кавер-версии таких песен, как «Money (That’s What I Want)», «What’d I Say», «Save the Last Dance for Me».