Лёгкий метрополитен


Лёгкий метрополитен (англ. Medium-capacity rail transport, MRT, рельсовый транспорт средней вместимости) — вид регулярного скоростного внеуличного рельсового городского транспорта. По своим характеристикам занимает промежуточное положение между классическим метрополитеном (англ. heavy rail, HRT) и легкорельсовым транспортом (англ. light rail, LRT).

Чёткого разграничения между классическим и лёгким метро, а также лёгким метро и легкорельсовым транспортом не существует. Из-за этого некоторые системы можно отнести к обоим видам. Например, первая линия Будапештского метрополитена исторически не относится к лёгкому метро, хотя по техническим характеристикам её можно отнести к нему. Однако нередко параметры отдельных систем, именуемых лёгким метро, наоборот, аналогичны метрополитену или даже городскому поезду.

Как правило, линии лёгкого метро располагаются на поверхности или на эстакадах и иногда имеют небольшие тоннельные участки (например, на пересадочных узлах, в центре города, на транспортных развязках), поезда насчитывают 2—4 вагона, диаметр тоннелей составляет 4—5 метров, в тоннелях и над землёй допустимы значительные уклоны и малые поворотные радиусы, платформы на станциях — высокие, длиной 50—90 метров и шириной 5—8 метров. Линии лёгкого метрополитена часто являются подвозящими к аэропортам либо к станциям обычного метрополитена и лишь в небольших городах составляют основу городской транспортной системы. Провозная способность линии лёгкого метро в зависимости от определения составляет от 6-20 до 20-30 тыс. человек в час в одном направлении.

В 2016 году заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявлял, что МЦК (до реконструкции — МКЖД) станет полноценным лёгким метро. Действительности это не соответствует[1]. МЦК будет связано с московской подземкой с помощью транспортно-пересадочных узлов[2]. МЦК введено в эксплуатацию в 2016 году[3].

В 2015 году мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозёровым был представлен проект «Московские центральные диаметры». С его помощью пассажиры смогут добраться из одной части Московской области в другую через центр Москвы без пересадок на другой транспорт[4]. В рамках проекта власти интегрируют существующую железнодорожную инфраструктуру в систему городского транспорта. В ноябре 2017 года стало известно, что над линиями «лёгкого метро» необходимо будет построить новые автомобильные путепроводы. Первые два диаметра МЦД (Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск) были запущены в 2019 году, остальные — до 2025 года. По мнению Марата Хуснуллина, диаметральные маршруты смогут на 10—12 % разгрузить транспортную инфраструктуру Москвы[5].