МАЗ-105


МАЗ-105 — первый белорусский сочленённый автобус особо большого класса. Выпускался Минским автомобильным заводом с 1997 года (серийное производство с 2000 года) по 2017 год. Унифицирован с другими автобусами семейства МАЗ-103, созданного по аналогии автобусам Neoplan. В 2009 году был произведён рестайлинг относительного исходного дизайна. Имеет привод на средние колёса (задние колеса тягача).

МАЗ-105 имеет современный вид благодаря большим и различным по форме боковым окнам, лобовому стеклу прямоугольной, слегка выпуклой формы, разделенному на две части, увенчанному дисплеем для индикации номера маршрута.

Двигателем МАЗ-105 является немецкий Mercedes-Benz OM906LA (Евро-3) объёмом 6,37 литра и мощностью 279 лошадиных сил, который располагался в первой секции, из-за этого в прицепе была накопительная площадка. Оснащён автоматической коробкой передач Voith.

Максимальная скорость МАЗ-105 составляет 75 км/ч. По заказу может быть установлен кондиционер, электронная информационная система, раздвижные окна. Вместимость модели — 160-175 человек, количество сидячих мест колеблется от 30 до 36.

В Москве в своё время эксплуатировались три единицы ПС: первые два — в филиале «Центральный» (тогда — ФАТП), первый — 08001 — испытывался с конца весны до сентября 2002 года, позже передан в Гомель, где работал до сентября 2019 года, второй — 08001 — испытывался с лета до ноября 2003 года, после чего руководство ГУП «Мосгортранс» его купило и он был перенумерован в 08300 и проработал вплоть до декабря 2014 года, третий автобус принадлежал одной из частных компаний.

Первый прототип автобуса построен в 1997 году, а в 1998-1999 годах выпускались опытные партии автобусов этой модели. С 2000 года начато серийное производство. В 2002 году уменьшен по высоте моторный отсек (до этого занимал место от пола до потолка). В январе 2009 года был произведён рестайлинг, касавшийся в основном передней маски кузова. В 2014 году выпуск автобусов МАЗ-105 был прекращён, последняя партия поступила летом 2014 года в Барановичи. Но на заводе осталось шесть каркасов кузова под эту модель автобуса, которые в конце осени 2017 были собраны. Произведённые после трёхлетнего перерыва автобусы поступили снова же в Барановичи.