Сочленённый автобус


Сочленённый автобус (также гибкий автобус, тандемный автобус, в просторечии: автобус-гармошка, «гусеница», «змейка») — автобус, состоящий из двух и даже более жёстких секций, соединённых между собой шарнирным соединением, окружённым защитным сильфоном внутри и снаружи. Обычно защитный сильфон имеет вид мехов гармошки, отсюда и просторечное название — «автобус-гармошка».

За счёт сочленения с задней секцией транспортное средство может иметь более длинную разрешённую длину, чем с жёстким кузовом, и, следовательно, более высокую пассажировместимость, при этом сохраняется хорошая манёвренность. Как правило, является одноэтажным. Также за счёт большой пассажировместимости сочленённые автобусы используются в городском общественном транспорте. Длина составляет обычно около 18 м, в отличие от односекционных длиной от 11 до 14 м.

Сочленёнными также бывают троллейбусы, трамваи, поезда метрополитена (в частности, «Русич»[1]). При этом сочленённые троллейбусы, как и сочленённые автобусы, могут иметь до трёх секций, а сочленённые трамваи и метропоезда — до девяти секций (CAF Urbos 3/9)[2]. Троллейбусы, как правило, изготавливаются на базе автобусов с теми же или доработанными кузовами.

Первый экспериментальный сочленённый автобус был построен в Италии в городе Милан в 1937 году под руководством инженера Амброгио Барателли, и в апреле тоже года был представлен публике на Берлинском автосалоне[3]. В 1938 году компания «Twin Coach», взяв за основу инженерное решение Барателли, построили в 1938 году четырёхосный сочленённый автобус Twin Coach Model 58RDE Super Twin для города Балтимор[4]. Общая длина автобуса составляла 14 м, а шарнирное сочленение работало только в вертикальном направлении для преодоления крутых уклонов. В 1948 году было построено 15 экземпляров автобуса «Super Twin», но дальнейшего развития он не получил[5]. Вместимость такого автобуса составляла 58 сидячих мест, а общая вместимость составляла 120 человек при массе 12,5 т[6].

В Будапеште первые прототипы автобуса Ikarus 180 были изготовлены в 1961 году (цифра означает пассажировместимость). В 2010 году в Будапеште в Венгерском музее техники и транспорта прошла выставка «50 лет сочленённому автобусу». Ikarus 180 ограниченно начал выпускаться в 1963 году, пущен в серийное производство в 1966 году и выпускался до 1973 года, когда начали выпускать новую модель Ikarus 280.

В США современные сочленённые автобусы появились в 1966 году. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. они экспортировались из Европы[5][7][8][9][10][11][12]. Большую роль в развитии сочлененного транспорта сыграла поддержка со стороны Федерального управления общественного транспорта[13]. Также они использовались в Австралии, Австрии[14], Италии, Германии, Канаде, Венгрии, Польше, Румынии. В 1980-х гг. первые сочленённые автобусы появились в Великобритании, но впоследствии из-за дороговизны обслуживания были выведены из эксплуатации.