МТУ (мостоукладчик)


МТУ (К-67, МТУ-12, МТУ-54, МТ-54) — первый советский крупносерийно выпускавшийся танковый мостоукладчик[1].

Являлся полковым средством инженерного вооружения. Основное предназначение — обеспечение преодоления препятствий танковыми и иными подразделениями первых эшелонов[2].

Тактико-технические требования на разработку и изготовление мостоукладчика — мостоопорного танка на базе Т-54 маршал П. С. Рыбалко утвердил в октябре 1946 года. Согласно ТТТ, мостовой танк должен был «перекрывать своим мостом-фермой малые естественные и искусственные препятствия с целью пропуска гусеничных и колесных боевых машин». Длина моста при этом должна была быть не менее 15 м, грузоподъемность — 75 т. В качестве оружия для самообороны машины предусматривалась установка двух спаренных зенитных 14,5-мм пулемётов с возможностью кругового обстрела.

Разработку мостового танка поручили КБ завода № 75. До начала 1950-х гг. его создание шло медленными темпами. Эскизный проект мостового танка МТ-54 закончили в августе 1948 года, однако технический проект мостоукладчика был утверждён НТК Инженерных войск только в ноябре 1951 года. Чертежи броневого корпуса машины передали на завод № 264 для изготовления броневых деталей, а завод № 75 приступил к выпуску остальных деталей и узлов для сборки опытных образцов.

Первые два опытных образца мостоукладчика, получивших заводское обозначение «Объект 421», были выпущены заводом № 75 в 1952 году и направлены на заводские испытания. В 1954 году изготовили ещё один «Объект 421», предназначавшийся для проведения полигонных испытаний. По результатам этих испытаний мостоукладчик «Объект 421» под маркой МТУ-54 был принят на вооружение Советской Армии, а его серийное производство было организовано в 1956—1957 годах на заводах № 75 и № 183.

В качестве базы использовалось шасси основного и среднего танка Т-54. От базовой машины он отличался изменённой конструкцией корпуса: вместо башни с вооружением устанавливалось дополнительное оборудование и механизмы для перевозки и установки на препятствие однопролётного двухколейного стального моста массой 5 тонн. Кроме того, изменения затронули систему охлаждения и подогрева двигателя, топливную систему и трансмиссию. В состав экипажа входили три человека: командир, механик-водитель и стрелок.