Мавра (опера)


«Ма́вра» — одноактная комическая опера Игоря Стравинского на либретто, написанное Борисом Кохно по сюжету поэмы А.С. Пушкина «Домик в Коломне».

Литературной основой «Мавры» явилась поэма Александра Сергеевича Пушкина «Домик в Коломне». Посвящена опера «памяти Глинки, Пушкина и Чайковского»[2].

Создавая в 1921 году «Мавру», Стравинский опирался, по его словам, на «пушкинский метод» — то есть «поэтическую структуру рифм» — и говорил, что в музыке оперы он «стремился передать „зефир“ пушкинских строк»[3]. По словам композитора: «В музыкальном плане эта поэма Пушкина вела меня непосредственно к Глинке и Чайковскому, и я решительно встал на их сторону».

Постановку оперы осуществила Бронислава Нижинская. Премьера (Париж, 3 июня 1922 года — на французском языке силами антрепризы С. П. Дягилева, дирижировал Г. Фительберг) прошла очень неудачно — артисты оперы не смогли выполнить пластические задачи, которые перед ними поставила Бронислава Нижинская. Об этом Стравинский писал в автобиографии «Хроника моей жизни»: «У неё были чудесные находки, но, к сожалению, она натолкнулась на полную неспособность оперных артистов подчиняться непривычной для них дисциплине и технике»[4]. Опера была первоначально показана в концертном исполнении 29 мая 1922 года на вечере, который Дягилев давал в отеле «Континенталь»[4].

Спектакль шёл в один вечер с балетом-пантомимой с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана». Декорации и костюмы для «Сказки» подготовил Михаил Ларионов, а для «Мавры» — Леопольд Сюрваж. Сохранились эскизы Леона Бакста, которые не были использованы.

По словам композитора, в музыкальных кругах «её сочли нелепой выдумкой и явною неудачей»: «Так её приняла и критика, в частности, та, которая до войны считалась левой. Она осудила моё произведение в целом как совершенно ничтожное, недостойное более подробного изучения»[4]. Не оценила оперу не только «левая» критика — «неудачей» композитора счёл её известный музыкальный критик русского зарубежья Борис Шлёцер. Не принял оперу и Морис Равель.