Майар, Робер


Робе́р Майа́р (фр. Robert Maillart; 6 февраля 1872 года, Берн — 5 апреля 1940 года, Женева) — швейцарский инженер в области гражданского строительства. Является изобретателем системы железобетонных безбалочных перекрытий. Работы Майара положили начало созданию современных конструктивных систем из монолитного железобетона[1].

Робер Майар родился 6 февраля 1872 года в Берне, Швейцария. Учился в цюрихской Политехнической федеральной школе у Вильгельма Риттера, эксперта в области железобетона. Получив в 1894 году степень инженера в области гражданского строительства, работал в различных инженерных фирмах. В 1902 году основал конструкторское бюро Maillart & Cie — к этому времени в его активе уже было несколько мостов, — а в 1905-м построил мост через Рейн в Таванасе, Швейцария (не сохранился), в котором впервые появляется придающее зрительную легкость конструкции характерное раздвоение арки в опорной части. В 1910 году Майар построил пятиэтажное складское здание с грибовидными перекрытиями в Цюрихе[• 1]. В 1912 году Майар вместе с семьей переехал в переживавшую бум индустриализации Россию, где занимался строительством фабрик, складов и офисных зданий в Харькове, Риге и Санкт-Петербурге. В 1916 году у него умерла жена, а в 1917-м, после революции, он потерял все свои активы и вернулся в Швейцарию. В 1920 году Майаром была основана фирма, которая существует до сих пор под названием T‑Ingénierie SA. В 1924 году были открыты офисы в Берне и Женеве. В последующие полтора десятилетия Майар построил более двух десятков мостов и множество других сооружений. Классическими примерами мостов Майара являются мост через ущелье речки Сальгины[англ.] (нем. Salginatobelbrücke) в Ширсе и мост Швандбах[англ.] (Schwandbachbrücke). Первый — это трёхшарнирный арочный мост. Пролёт его арки коробчатого сечения равен 90 м (рекордный для того времени), а общая длина арки — 133 м. Мост Швандбах — это тонкая арка, связанная надарочными стойками с конструкцией проезжей части. Мост имеет в плане эллиптическую форму, так как расположен на повороте шоссе. Эти два моста признаны как за их изящество, так и за влияние, которое они оказали на дизайн и конструкторские решения в строительстве мостов.