Макарий (Глухарёв)


Архимандрит Макарий (в миру — Михаил Яковлевич Глухарёв; 30 октября (10 ноября) 1792, Вязьма, Смоленская губерния — 18 (30) мая 1847, Болхов, Орловская губерния) — архимандрит Русской православной церкви, православный миссионер, который предпринял одну из первых попыток перевода Библии на русский язык.

Первоначальное образование получил в Вяземском духовном училище (1800—1803) и в Смоленской духовной семинарии, где учился с 1803 по 1813 год, с перерывом в 1812 году, связанным с нашествием Наполеона. Обладал редкими способностями к языкам. Благодаря отцу в возрасте семи лет мог переводить короткие тексты с русского на латинский. В возрасте около 20 лет Макарий изучил древнееврейский, древнегреческий, немецкий и французский языки. При образовании второго курса Санкт-Петербургской духовной академии по Синодальному указу от 22 мая 1814 года из Смоленской семинарии были отправлены в Петербург двое лучших учеников — Захарий Смирягин и Михаил Глухарёв. Михаил окончил курс академии 10-м магистром; особо выделялись его письменные работы. Здесь наставником его на всю жизнь стал ректор академии Филарет (Дроздов)[1].

По окончании курса учения в 1817 году Глухарёв был назначен инспектором и профессором церковной истории и немецкого языка в духовную семинарию Екатеринослава. В этом же году он назначен ректором Екатеринославских уездного и приходского училищ. Здесь, в Екатеринославе, он был пострижен в монашество; постриг совершил архиепископ Екатеринославский Иов (Потёмкин) 24 июня 1818 года. На следующий день инок, наречённый Макарием, был рукоположён в сан иеродиакона, а ещё через три дня — в иеромонахи[2]. Летом 1819 года после встречи с квакерами Стефаном Грелле де Мобилье[en] и Вильмом Алленом был обвинён в неправославии; с тех пор нередко он считается основателем русского православного экуменического движения.

В Екатеринославе Макарий прослужил до весны 1821 года, когда в ответ на его прошение об увольнении указом Священного синода от 20 февраля 1821 года был назначен ректором Костромской семинарии. На эту должность он был назначен, как позднее писал его духовный наставник митрополит Филарет: «по своей воле, по нетерпеливости, по неудовольствию видеть свою личность меньше своего места»[3]. В семинарии же возведён в сан архимандрита.