Маккхали Госала


Маккхали Госала (Пали; БГС: Маскарин Гошала, Маскарипутра; Джайнский Пракрит: Госала Макхалипутта, Мантхалипутра Гошалак, Маккади, Масаяри) — древнеиндийский учитель шраман. По одной датировке родился в 484 году до н. э.[2] Он был современником Сиддхартхи Гаутамы, основателя Буддизма, и Джины Махавиры, последнего из 24-х Тиртханкаров Джайнизма. По джайнским сведениям он был старше Махавиры, который пережил Госалу на 16,5 лет.

Источники о жизни и учении Госалы немногочисленны. Вся доступная информация о Госале и адживиках содержится в буддийской и джайнской литературе. Информация о учении Госалы сохранилась только в писаниях его буддийских и джайнских конкурентов, и поэтому может быть сильно искажена.

Двумя основными источниками о жизни и учении Госалы являются: джайнская Бхагавати сутра[en], комментарий буддийского учёного Буддхагхоши на Саманняпхала сутта (ДН 2).[3]:35 Бхагавати сутра подробно рассказывает о Маккхали и его взаимоотношениях с Махавирой; Саманняпхала сутра только упомянет Маккхали и его учение в числе шести ведущих шраманских школ, существовавших во времена Будды. Комментарий Буддхагосы добавляет некоторые детали к этой информации.

Согласно Бхагавати сутре Госала жил в деревне Саравана, что означает 'заросли камыша'.[3]:37 Его мать именована 'Бхадда', это часто встречающиеся имя для женских персонажей в джайнских писаниях. Его отца звали Манкхали.[3]:35–36 Отец Госалы был манкха[3]:35, судя по сведениям Брихаткальпа-бхашьи манкхали бродили по окрестностям и показывали людям картины (на божественные темы), некоторые из них также пели гимны или рассказывали о изображаемом. Подобные люди есть в Бихаре до сих пор.

Имя 'Госала' означает 'навес для коров', и Бхагавати и Буддхагоса утверждают, что Маккхали родился в коровнике одного брахмана и был так назван именно поэтому. Другое жильё его родители не могли найти.[3]:36 Бхагавати сутра говорит, что он стал манкхой, унаследовав профессию отца. Тем не менее, Буддхагоса утверждает, что Госала был рабом с рождения, и стал шраманом когда бежал от своего разгневанного хозяина, поскольку хозяин сорвал одежду с Госалы, когда он бежал, он вынужденно стал «нагим аскетом».[3]:37 Рождение в бедности могло быть выдумано буддистами и джайнами, чтобы принизить род своего конкурента, хотя может отражать и реальные факты биографии.[3]:38

Настоящее имя философа было «Маскарин», но на джайнском пракрите его называли Манкхали, а на пали — Маккхали. «Маскарин» в соответствии с Панини (VI.i.154) означает «тот, кто несёт бамбуковый посох» (маскара). Маскарин также был известен как Экадандин. В соответствии с Патанджали (Mahābhāsya iii.96), это имя указывает на школы бродячих отшельников, которые звались маскарины, не потому, что они носили бамбуковые посохи, но поскольку они учили «не совершай действий, не совершай действий, полный (одинокий) покой желателен нам». Маскарины были фаталистами и детерминистами.[4]