Макнилл, Уильям (историк)


Уильям Харди Макнилл (англ. William Hardy McNeill; 31 октября 1917 — 8 июля 2016) — американский учёный в области транснациональной истории, писатель, почётный профессор истории в отставке Чикагского университета, в котором преподавал с 1947 года. Один из пионеров внедрения политэкономического анализа в мировую военную историографию для её изучения с точки зрения научной оценки военных потенциалов противоборствующих сторон, стадии научно-технического прогресса в военном деле, уровня развития военной техники и вооружения сторон, и других немаловажных вопросов, которые, как правило, упускаются из виду конвенциональными военными историками, склонными анализировать только произошедшие баталии и личности военачальников.

Родился в Ванкувере, в Канаде, в семье теолога и педагога Джона Т. Макнилла[англ.]. Учился в Чикагском университете, где в 1938 г. получил степень бакалавра искусств, а в 1939 г. — магистра.

В 1941 году вступил добровольцем в армию США. Вначале командовал береговой батареей на острове Кюрасао, затем как офицер, владеющий несколькими языками, был откомандирован в разведку и служил при Югославском королевском дворе в эмиграции в Египте и затем в Греции. Демобилизовался в звании капитана[6].

В 1947 году защитил докторскую диссертацию в Корнеллском университете и опубликовал книгу о Второй мировой войне и политических событиях в Греции.

В 1985 году избирался президентом Американской исторической ассоциации. Основатель школы культурного диффузионизма[7]. Сергей Александрович Нефёдов отмечает, что в диффузионистской теории У. Мак-Нила прямо используются идеи арабского философа Ибн Халдуна[8]:53.

Наиболее известная работа Макнила — «Восхождение Запада: история человеческого сообщества» (1963), удостоенная в 1964 году Национальной книжной премии в области истории. Книга исследовала мировую историю с точки зрения воздействия одной цивилизации на другую, и особенно — драматическую роль западной цивилизации в истории мира в течение последних 500 лет. Работа существенно повлияла на историческую теорию, особенно её акцент на взаимодействии культур, в противовес взглядам Шпенглера о дискретных, независимых цивилизациях.