Малая Сердоба


Ма́лая Сердоба́ — село в России, административный центр Малосердобинского района Пензенской области.

Находится в лесостепной местности на реках Сердоба (приток Хопра) и Саполга, в 110 километрах к югу от Пензы, в 42 километрах к югу от железнодорожной станции Колышлей Юго-Восточной железной дороги.

Село было основано 5 [15] ноября 1697 года станичными казаками из Пензенского, Симбирского и Саранского уездов как отъезжая слобода города Петровска. Центром поселения на тот момент был острог на мысу между двумя оврагами на правом берегу реки Сердобы. Первопоселенцы несли сторожевую службу по обеспечению безопасности строительства города Петровска.

В 1705 году в Сердобинской слободе была построена первая церковь во имя небесного покровителя русского воинства Архангела Михаила. После подавления Булавинского восстания станичники стали официально именоваться пахотными солдатами и однодворацами. В 1711 и 1717 годах слобода дважды уничтожалась в ходе кубанских погромов, часть жителей погибла и уведена в плен. В 1751 году в селе был освящён храм черносошных крестьян во имя Николая Чудотворца, после чего в слободе образовалось две общины — Архангельская и Никольская. К 1797 году поселение стало одним из крупнейших в Саратовском Поволжье, волостным центром Петровского уезда. На рубеже XVIII-XIX веков крестьяне Малой Сердобы по приговору схода создали на отдаленных землях несколько выселков — Липовку, Шингал, Абадим (Асмётовку) и Турзовку с целью препятствия расширения за счёт их земель владений соседних помещиков. В марте-мае 1841 года в селе происходили одни из крупнейших в России картофельных бунтов. В 1868 году из-за многочисленности обеих общин, сложности земельных переделов, а также в связи с развитием институтов самоуправления каждая община была поделена на две: михайловская — на горскую и макаровскую, никольская — на кузнецовскую и саполговскую. К 1896 основаны 2 кожевенных завода; в селе проживали 2 военных фельдшера[2].

Осенью 1905 года Малая Сердоба стала крупнейшим центром крестьянской революции. Действовала вооруженная боевая дружина, уничтожавшая помещичьи экономии, дворы богатых крестьян и сельской администрации. Дружина выпускала на гектографе листовки.

В начале 1910-х годов предпринималось строительство железной дороги Кузнецк-Балашов, однако начавшаяся война помешала закончить ее строительство. На северо-восточной окраине села сохранились здание вокзала и служебное двухэтажное здание железной дороги.