Мало-Калинкин мост


Мало-Кали́нкин мост (также Мало-Кали́нкинский мост) — автодорожный металлический балочный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Коломенский и Покровский острова. Мост является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

Расположен в месте впадения канала Грибоедова в Фонтанку, соответственно по северной (нечётной) набережной между домами № 199 и 201. На этот же перекрёсток выходит и Садовая улица. Выше по течению находится Коломенский мост. Ближайшая станция метрополитена (2 км) — «Балтийская».

Название известно с 1761 года в форме Калинкинский мост и дано по находившейся в XVIII веке на левом берегу реки Фонтанки Калинкиной деревне. С 1799 по 1873 года это был Калинкин мост. Существующее название мост получил в 1820 году[1], для отличия от находившегося рядом Большого Калинкина моста через Фонтанку[2].

Построен в 1783 году, одновременно с сооружением гранитных набережных канала. По конструкции был схож с Пикаловым мостом и другими мостам в нижнем течении Екатерининского канала: трёхпролётный деревянный мост, на бутовых, облицованных гранитом опорах, с разводным средним пролётом. Строительством руководил инженер И. Н. Борисов[3]. Во второй половине XIX века была произведена замена среднего разводного пролёта постоянным балочным строением. В 1893 году выполнен капитальный ремонт моста[4][5].

В 19071908 годах в связи с намеченным открытием трамвайного движения по Садовой улице мост перестроен с сохранением исторического облика. Опоры моста были переложены и уширены, деревянные балки пролётного строения были заменены на металлические клёпаные. Для воспрепятствования подъёму концов ферм при загрузке среднего пролёта в концевых панелях моста были установлены чугунные противовесы[6]. Старые перила моста были заменены на типовые[7]. Ширина моста увеличилась с 10,3 до 16,2 м[8][9].

На время производства работ был возведён временный мост в створе Упраздненного переулка[10]. Работы по перестройке моста производились инженерами И. И. Можейко и М. И. Левыкиным с 29 мая 1907 года до 28 августа 1908 года. Металлическое пролётное строение было изготовлено на Путиловском заводе[11][12].