Пикалов мост


Пика́лов мост — автодорожный железобетонный балочный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Коломенский и Покровский острова. Образует единый архитектурный ансамбль с Красногвардейским и Старо-Никольским мостами. Является памятником архитектуры и мостостроительного искусства XVIII века[1][2] и находится под охраной государства (объект культурного наследия России федерального значения).

Расположен при слиянии каналов Грибоедова и Крюкова, вдоль нечётной (западной) набережной Крюкова канала между домами № 19 и 21. Рядом с мостом расположены Никольский рынок и Никольский собор. С моста открывается живописный вид на Никольский морской собор и семь окрестных мостов: Могилёвский, Красногвардейский, Ново-Никольский мосты через канал Грибоедова и Смежный, Старо-Никольский, Кашин и Торговый мосты через Крюков канал. Выше по течению находится Красногвардейский мост, ниже — Могилёвский мост. Ближайшая станция метрополитена (1,3 км) — «Садовая».

Название известно с 1798 года[3] и происходит от фамилии подрядчика строительных работ Пикалова[4][5]. В конце XVIII века существовало также название Перешивкин мост, поскольку рядом находился Перешивкин питейный дом. После 1812 года за мостом окончательно закрепилось современное наименование[6].

В 17831785 годах при сооружении гранитных набережных был построен мост по типовому проекту, разработанному для мостов Крюкова канала и нижнего течения Екатерининского канала: деревянный трёхпролётный, на бутовых, облицованных гранитом опорах, с разводным средним пролётом[7][1][8]. Автор проекта не установлен. Из трёх мостов, построенных одновременно (Пикалов, Мало-Калинкин, Аларчин), только Пикалов мост сохранил облик, близкий к первоначальному[7][9].

Во второй половине XIX века разводной пролёт заменили постоянным[7][10]. В 1905 году деревянные балки были заменены металлическими клёпаными неразрезной системы[1]. Работы производились под надзором инженера П. А. Лихачёва[11].

В 1953 году по проекту архитектора А. Л. Ротача восстановлены кронштейны с овальными фонарями типа «Вашингтон», а в 1969 году — позолота «шишек» на гранитных обелисках[12][5].