Малые противолодочные корабли проекта 204


Малые противолодочные корабли проекта 204по классификации НАТО: Poti corvette class — серия советских малых противолодочных кораблей стоявшие на вооружении Военно-морских сил СССР, Болгарии и Румынии.

Малые противолодочные корабли проекта 204 являются результатом модификации и дальнейшего развития аналогичных кораблей проекта 201. Задание на разработку подобного судна было выдано в 1956 году Зеленодольскому ПКБ. Главным конструктором был назначен А.В.Кунахович, а главным наблюдающим от ВМФ – капитан 2 ранга Н.Д.Кондратенко. Стандартное водоизмещение выросло до 440 тонн, но вместе с тем значительно усилилось и вооружение противолодочного судна. После итоговых испытаний создатели были награждены Ленинской премией.

Энергоустановка была оригинальной: туда входили гребные винты, помещённые в трубы с соплами. Винты вращались дизелями М-504, а в трубах газотурбокомпрессоры Д-2К нагнетали воздух, создавая дополнительную тягу и повышая скорость в два раза. Установка подобного типа внедрялась на сторожевиках проекта 35, однако ожидаемого повышения скорости не было, да и установка не подходила по многим другим параметрам. Тем не менее, противолодочных кораблей с подобной установкой было построено не менее 60 единиц.

Изначально автором установки считался Б.К.Ильинский, но после распада СССР выяснилось, что создателем на самом деле является К.А.Путилов: в 1946 году после совещания у И.В.Сталина на тему улучшения ходовых качеств охотников за подводными лодками учёные начали разработку новой энергоустановки (тем более выяснилось, что в США строятся первые атомные подлодки. При этом первая атомная подлодка в США была заложена только в 1952 году). Помощь в поисках решения оказал НКВД, который помог найти на кафедре физики МАИ, руководимой К.А.Путиловым, группу во главе с А.В.Волковым, работавшую над созданием реактивных двигателей для кораблей. За десять дней была организована лаборатория во главе с профессором К.А.Путиловым, однако быстрого результата добиться не удалось. Только в начале 1950-х годов были проведены первые натурные испытания и появилась возможность начать работы над энергетической установкой для кораблей. В 1951 году ЦНИИ им. Крылова как головной организации Минсудпрома в вопросах научного обеспечения кораблестроения удалось на завершающем этапе работ провести на одну из руководящих должностей своего представителя Б.К.Ильинского, который стал преемником К.А.Путилова после его смерти, и смог довести исследования до логического завершения.