USS Nautilus (SSN-571)


USS Nautilus (SSN-571) — первая в мире атомная подводная лодка. В 1958 году «Наутилус», пройдя в подводном положении подо льдами, достиг Северного полюса, став первым кораблём в истории человечества, пришедшим в эту точку Земли своим ходом.

В ответ на развитие ракетного оружия в СССР и запуск Спутника-1 президент США Эйзенхауэр отдал приказ об организации экспедиции атомной подводной лодки в северные широты с целью достижения Северного полюса и демонстрации возможностей нового класса кораблей, для которых уже разрабатывались баллистические ракеты[4]. 25 апреля 1958 года «Наутилус» под командованием Уильяма Р. Андерсона отправился в поход от западного побережья США. После заходов в Сан-Диего, Сан-Франциско и Сиэтл, 9 июня корабль начал свой исторический поход, названный «операция „Солнечный свет“» (operation «Sunshine»). 19 июня лодка прошла Беринговым пролив ом в Чукотское море, однако из-за тяжёлых ледовых условий в этих мелких водах она не смогла пройти дальше и была вынуждена развернуться, прибыв в Перл-Харбор 28 июня. 23 июля «Наутилус» снова взял курс на север. 1 августа лодка вошла в подводный каньон Барроу у северного побережья Аляски, а 3 августа в 23:15 (EST)) в подводном положении прибыла в точку географического северного полюса[5]. Способность прокладывать маршрут в экстремально высоких широтах без всплытия обеспечивалась инерционной навигационной системой N6A-1, разработанной компанией North American Aviation на базе системы N6A, применявшейся в крылатых ракетах SM-64 Navaho. Эта система была установлена на «Наутилусе» и «Скейте» после успешных испытания на судне USS Compass Island (AG-153) в 1957 году[6]. Пройдя Северный полюс «Наутилус» продолжил движение и, пройдя подо льдами 1590 миль за 96 часов, всплыл у северо-восточного побережья Гренландии.

Объявляя о совершённом походе президент США упомянул, что пройденный маршрут в будущем может быть использован для торговых перевозок при помощи транспортных атомных подводных лодок[7].

Прибыв от Гренландии к острову Портленд, Великобритания, «Наутилус» удостоился Президентской благодарности, впервые объявленной в мирное время, а затем отправился в свой порт приписки — Нью-Лондон (Коннектикут). Капитан Андерсон за этот поход был награждён орденом «Легион почёта»[4].

«Наутилус» был первой в мире атомной подводной лодкой. От дизель-электрических лодок отличался не только наличием новой энергетической установки, но также конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. В то же время, по форме наружных обводов корпуса лодка практически не отличалась от дизель-электрических. При водоизмещении «Наутилуса» около 4000 тонн двухвальная атомная энергетическая установка суммарной мощностью 9860 кВт (13 800 л. с.) обеспечивала скорость более 20 узлов. Продолжительность плавания зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов и выносливости личного состава.