Малый барабан


Ма́лый бараба́н (также военный барабан, рабочий барабан, итал. tamburo или tamburo militare, фр. caisse claire, нем. kleine Trommel, англ. snare drum) — ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к мембранофонам с неопределённой высотой звучания[1][2]. Один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, а также джаза и других жанров, где входит в состав ударной установки (часто в нескольких экземплярах разных размеров).

Представляет собой металлический, пластиковый или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами (в современном виде вместо кожи — мембрана из полимерных соединений в просторечии называемая «пластик»), с внешней стороны одной из которых натянуты струны или металлические пружины, придающие звучанию инструмента дребезжащий оттенок. На современных инструментах эти струны можно с помощью специального рычага отдалить от мембраны, таким образом, убирая характерное дребезжащее звучание инструмента.

Играют на малом барабане двумя деревянными палочками, их масса зависит от акустики помещения (улицы) и стиля исполняемого музыкального произведения (тяжёлые палки производят более сильный звук). Во время исполнения барабан располагается на специальном штативе (стойке) или ремне через плечо (на марше). Основой техники игры на малом барабане является дробь — тремоло большой стремительности, сливающееся практически в сплошной рокот. Дробь можно исполнять от едва слышного шуршания в пианиссимо до фортиссимо. Также на малом барабане хорошо получаются сложные ритмические формулы (рудименты) и отдельные удары.

Для приглушения звучания малого барабана используется кусок обыкновенной ткани, который кладётся на мембрану, или специальные принадлежности, которые кладутся, приклеиваются или прикручиваются.

При исполнении медленных композиций в джазе помимо палочек используется иногда пара специальных щёток, которыми музыкант совершает круговые движения, создавая лёгкое «шуршание», служащее звуковым фоном для солирующего инструмента или голоса.

Малый барабан вошёл в состав оперного и симфонического оркестров в конце XVIII ― начале XIX века, хотя эпизодические появления в партитурах близких по конструкции инструментов можно встретить и ранее: так, в 1706 году Марен Маре предписал использование в опере «Альциона» провансальского тамбурина ― инструмента, схожего с малым барабаном по строению. Гендель применил малый барабан в «Музыке к королевскому фейерверку» в 1749, а Глюк ― в опере «Ифигения в Тавриде» (1779). Бетховен в увертюре «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории», написанной в 1813 году, ввёл в партитуру барабаны с различной высотой звучания для изображения английской и французской армий. Широко использовал малый барабан в своих сочинениях Джоаккино Россини, в том числе в знаменитом вступительном соло из увертюры к опере «Сорока-воровка». За это необычное по тем временам использование малого барабана композитор получил прозвище «Тамбуроссини» (от tamburo ― «малый барабан»)[3].