Ифигения в Тавриде (опера Глюка)


«Ифиге́ния в Таври́де» (фр. Iphigénie en Tauride) — трагическая опера в 4 действиях Кристофа Виллибальда Глюка, написанная в 1779 году на французское либретто Никола Франсуа Гийара и Франсуа дю Рулле. Премьера состоялась в Париже, в Королевской академии музыки, 18 мая 1779 года.

«Ифигения в Тавриде» была уже третьей (после «Ифигении в Авлиде» и «Альцесты») оперой, написанной Глюком в содружестве с Франсуа дю Рулле; но в этот раз главным либреттистом стал Никола Франсуа Гийар (1752—1814), молодой, но уже известный литератор. Восхищённый первой французской оперой Глюка, Гийар сам инициировал продолжение истории Ифигении[1]. Источником послужила одноименная трагедия Еврипида, но в обработке Клода Гасмона де ла Туша, чья пьеса пользовалась успехом благодаря остроте драматических ситуаций и в то же время — простоте стиха[1].

Музыку Глюк начал сочинять, когда получил первые два акта либретто; отчасти он, вполне в духе того времени, приспосабливал к новой опере свои прежние сочинения, лишь половина «Ифигении в Тавриде» была написана заново[2]. Для арии Ифигении в конце II акта Глюк использовал арию из написанной ещё в 1752 году оперы-сериа «Милосердие Тита», для гимна жриц в начале IV акта он использовал фрагмент из балета «Семирамида», финальный хор заимствовал из оперы «Парис и Елена», а увертюру — из своей комической оперы «Остров Мерлина, или Светопреставление», написанной в 1758 году на французское либретто[2]. Предположительно во время работы над оперой Глюк написал не сохранившийся балет под названием «Ифигения», и, как полагают исследователи, фрагменты этого балета также вошли в партитуру оперы. Гийяру приходилось переделывать либретто, приспосабливая текст к уже написанной музыке[2].

Разработанная Глюком в ряде опер тема самопожертвования в «Ифигении в Тавриде» приобрела новое звучание: в её сюжете отсутствует любовная интрига, но появилась тема жертвенной дружбы — Ореста и Пилада. Уже обозначенная в «Ифигении в Авлиде» тема возмездия в новой опере стала одной из главных[2].

Счастливая развязка написанной Глюком «Ифигении в Авлиде» разорвала связь между двумя частями античного сюжета, в котором Ифигению всё-таки приносят в жертву, Артемида (Диана) незаметно заменяет её на алтаре ланью и переносит в Тавриду, — в опере Глюка Ахиллес предотвращает жертвоприношение, и заканчивается она свадьбой Ифигении и Ахиллеса с благословения Дианы[3]. Таким образом, две «Ифигении» Глюка оказались совершенно самостоятельными сочинениями, не образующими дилогию: в новой опере зрители узнают, что жертвоприношение состоялось и все считали Ифигению погибшей[4].

Действие происходит в Тавриде (Скифии) после окончания Троянской войны[5]. Ифигении, дочери царя Микен Агамемнона, много лет назад разлучённой с родителями и братом, снится вещий сон: она видит отца, истекающего кровью, мать с ножом в руке; мать протягивает нож Ифигении, и она нечаянно убивает брата Ореста.