Агамемнон


Агаме́мнон[2] (др.-греч. Ἀγαμέμνων) — в древнегреческой мифологии царь Микен. Один из главных героев «Илиады» Гомера, с ссоры которого с Ахиллом поэма и начинается. В «Илиаде» Агамемнон предстаёт в двух ипостасях. С одной стороны он доблестный воин, с другой — высокомерный и неуступчивый. Именно последние качества Агамемнона-полководца и стали источником многих бедствий. Агамемнон женился на дочери Тиндарея Клитемнестре, а брат Агамемнона Менелай взял в жёны другую дочь — Елену Прекрасную. После того как её похитил троянский царевич Парис, началась Троянская война. Победив Трою, Агамемнон вернулся в Микены. За время отсутствия царя у Клитемнестры появился любовник Эгисф. Вместе они составили заговор, в ходе которого Агамемнон и привезённая им из Трои наложница Кассандра погибли.

Антиковеды видят в мифах об Агамемноне возвышение Микен в XIV—XII веках до н. э. и их главенствующую роль среди других древнегреческих городов. Эпитет верховного бога Зевса «Агамемнон», по их мнению, свидетельствует о том, что исторический прототип царя со временем стал полубожественным героем-покровителем своего народа. Эти функции в ходе формирования олимпийского додекатеона перешли к Зевсу.

Мифологический сюжет о жизни Агамемнона, его смерти, а также последующей мести со стороны сына Ореста лёг в основу многих трагедий, как периода Античности, так и Нового и Новейшего времён. История также нашла отображение в либретто ряда оперных произведений и кантат.

Агамемнон был сыном царя Микен Атрея и дочери критского царя Катрея Аэропы. Между отцом и дядей Агамемнона Фиестом существовала давняя вражда, которая повлияла на его жизнь. Существуют два различных мифа относительно того, как Атрей получил царскую власть. По одной версии, Эврисфей назначил его управляющим на время своего отсутствия. После того, как царь погиб в Аттике, жители Микен выбрали временного наместника Атрея своим царём[3][4].

По другой, более драматичной, версии, после того, как жители Микен остались без царя, оракул предписал им избрать нового правителя из потомков Пелопа. Горожане пригласили двух его сыновей, Атрея и Фиеста. В ходе подлогов, связанных в том числе с использованием различных хитростей и подлостей, таких как соблазнение Фиестом жены брата, кража, убийство детей Фиеста с приготовлением из них блюда, которое подали ничего не подозревающему отцу, а также при непосредственном влиянии богов трон занял Атрей[5][6][7].

Фиест, желая во что бы то ни стало отомстить Атрею, обратился за пророчеством в Дельфийский оракул. Пифия ответила, что желание сбудется после того, как его собственная дочь родит от него ребёнка. Фиест во исполнение пророчества обесчестил свою дочь Пелопию, скрывая лицо под маской. Девушке удалось украсть у насильника меч. Вскоре овдовевший Атрей прибыл в Сикион, где жила Пелопия, и взял её в жёны. Родившегося у неё ребёнка Эгисфа микенский царь стал воспитывать как своего сына[8].