Малышев, Вячеслав Александрович


Вячесла́в Алекса́ндрович Ма́лышев (3 [16] декабря 1902, Усть-Сысольск — 20 февраля 1957, Москва) — советский государственный деятель, один из плеяды «сталинских наркомов», наряду с И. Ф. Тевосяном, Б. Л. Ванниковым, Д. Ф. Устиновым, А. Н. Косыгиным, руководивших созданием индустрии Советского Союза в конце 1930-x — начале 1950-х годов, Герой Социалистического Труда (05.08.1944 г.), генерал-полковник инженерно-танковой службы (19.04.1945).

Родился 3 (16) декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар) в семье Александра Николаевича Малышева и был четвёртым ребёнком[1] в семье из шести детей[2]. Отец — Александр Николаевич Малышев (ум. 1928[3]), окончил Петербургский учительский институт, после чего был направлен в Яренск, где работал учителем. В 1892 году Александр Николаевич женился на Елене Константиновне Поповой, дочери мещанина и земского служащего К. Н. Попова[4]. Вскоре после свадьбы Александр Николаевич получил должность преподавателя, а затем и учителя-инструктора в Усть-Сысольском городском училище, где работал вплоть до рождения Вячеслава. В 1904 году Александр Николаевич получил предложение о работе в училище в Великих Луках. По вероисповеданию Александр Николаевич был атеистом, а мать была православной[1].

В течение двух лет Вячеслав Малышев работал секретарём в суде, а в 1920 году, после двух лет работы, поступил в Великолукское техническое железнодорожное училище[5]. Вячеслав Малышев имел из формы лишь фуражку[6]. В училище Малышев был избран председателем студенческого комитета, руководителем научно-технического кружка, который был им же организован[7].

Вячеслав Малышев был направлен на практику в депо «веерного» типа, которое находилось в полуразваленном состоянии, однако в этом депо находились грузовые паровозы типов Э («Эшка»), Щ («Щука») и О («Основной»), а также пассажирские паровозы типов ВВ и СУ[8]. Во время практики Малышев начал размышлять о том, как увеличить мощность паровозов[9].

В 1924—1926 годах работал помощником машиниста в железнодорожном депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926 году вступил в ВКП(б). В 1926—1927 годах служил в РККА: секретарь бюро ВКП(б) батальонной школы, политрук команды.

С 1927 года — машинист депо Подмосковная, затем депо Люблино Московско-Курской железной дороги. Окончил МВТУ имени Баумана в 1934 году.