Маназкертский собор


Маназкертский собор — собор Армянской церкви, созванный в 726 году, во главе которого стоял св. Ованес Одзнеци и его помощник Хосровик Таргманич. Утверждая 10 анафематизм, этот собор сделал целостной и довел до окончательного вида систему христологии Армянской церкви. Данные анафематизмы, помимо осуждения учений Юлиана, Севира и их последователей, осуждали также несторианство и Халкидонский собор.

Также Маназкертский собор ещё раз подтверждает 6-е января днем Рождества и Богоявления, которые Армянская церковь праздновала 6-е января по преданию св. Иакова, брата Господня, и по решению первого Никейского собора. Собор также подтверждает предания св. Апостола Фаддея и св. Григория Просветителя о том, что во время литургии надо применять хлеб без закваски (то есть пресный) и вино, не разбавленное водою.

Архимандрит Армянской церкви, иеромонах Гевонд Оганесян пишет, что согласно постановлениям Маназкертского собора, Христос есть совершенный человек, Его явление людям было не призрачным, от Девы Он воспринял без тления и греха всю целостность человеческой природы: дух, душу и плоть. Вторым анафематизмом отрицается всякое антропологическое несовершенство — отвлеченность и повреждение (то есть присутствие греха и тления). Христос и после несказуемого домостроительства есть совершенный Бог (единосущный Отцу и Святому Духу) и совершенный человек (единосущный нам — людям), во всем равный нам, кроме греха (девятый анафематизм). Воплощенное Слово имеет единую Богочеловечную природу, по несказуемому соединению природ — Божественной и человеческой: нераздельно, неизменно и несмешанно (четвертый анафематизм). Един Христос, и не принимаемо во Христе дифференцирование или распределение природ, ипостасей, воль и действий (пятый анафематизм).

Слово восприняло плоть не от бессмертной и нетленной природы первозданного (как говорил Юлиан), а от нашей смертной и грешной природы (3 анафематизм), но вместе с тем, Плоть Христа нетленна, не по природе, а по несказуемому соединению (шестой анафематизм). Таким образом, Плоть Господня по своей природе страдательна и смертна, а по соединению нестрадательна и несмертна (седьмой анафематизм).

Христос истинным и свободным образом несет все человеческие страсти, кроме греха (восьмой анафематизм), и эти страсти Он несет вольно и нетленнообразно, следовательно — естественным, а не противоестественным и невольным образом (десятый анафематизм).[1]

1. Если кто не исповедует святую Троицу одной природой и одним Божеством, в трех лицах и трех личностях совершенных и равных, анафема да будет.