Мануфактура Бове


Мануфактура Бове (фр. Manufacture de Beauvais) — мануфактура по производству безворсовых ковров — шпалер, впоследствии называемых гобеленами. Основана в XVII веке в городе Бове на севере Франции, столице департамента Уаза. Город расположен в 62 км к юго-западу от Амьена и в 78 к северу от Парижа, в месте слияния рек Терен и Авелон.

Мануфактура Бове считается второй по значению после Королевской мануфактуры Гобеленов в Париже. В 1518—1548 годах в Бове уже существовало производство ковров, называемых мильфлёрами[1].

В 1664 году, почти одновременно с мануфактурой Гобеленов в Париже и мануфактурой Обюссон, мастерская в Бове по распоряжению Жана-Батиста Кольбера, министра финансов короля Людовика XIV, была приобретена в казну и также стала именоваться королевской. Но в отличие от столичной мануфактура в Бове выполняла заказы частных лиц[2].

Основателем и первым директором мануфактуры был Луи Гинар (Louis Hinard), уроженец города Бове, негоциант, предприниматель и знаток ткацкого ремесла. Ранее он уже руководил ткацкими мастерскими в Париже, производившими традиционные вердюры (фр. verdure — зелень, трава, листва) с изображениями животных и птиц на фоне природы, и ковры с пейзажными мотивами. Но в 1684 году он не смог справиться с делами и был арестован за долги. Мануфактура и производство были восстановлены в том же году усилиями Филиппа Бегагля Старшего (Philippe Behagle, 1641—1705), фламандского мастера из Ауденарде, ранее работавшего также в традиционном центре ковроткачества Турне. Бегагль стал финансовым и художественным директором мануфактуры, преодолев экономические трудности, управлял ей двадцать семь лет, и в этот период производство во всех отношениях достигло самого высокого уровня.

Известно также, что сын и ученик мастера — Филипп Бегагль Младший (? — 1734) — был первым мастером шпалерной мануфактуры в Санкт-Петербурге[3][4].

Первым успехом Бегагля как руководителя мануфактуры стала серия «Гротески на жёлтом фоне» (Grotesques à fond Jaune), созданная в 1689 году по картонам Ж.-Б. Моннуайе, живописца, писавшего натюрморты с цветами во «фламандском стиле». Композиции «гротесков» сложились под влиянием знаменитого рисовальщика-орнаменталиста Жана Берена Старшего. Серия имела более ста повторений с небольшими изменениями. Известностью пользовались шпалеры серий «Победы короля» (продолжение серии «История Людовика XIV», вытканной на мануфактуре Гобеленов в 1665—1678 годах) и «Деяния Апостолов», созданная по картонам Рафаэля Санти для Сикстинской капеллы в Ватикане (также повторение с вариациями серии мануфактуры Гобеленов).