Берен, Жан (Старший)


Жан Берéн Стáрший (фр. Jean Bérain; 1640, Сен-Мийель, департамент Мёз, Лотарингия — 24 января 1711, Париж, Франция) — французский рисовальщик-орнаменталист и гравёр, театральный декоратор второй конца XVII — начала XVIII века, переходного стиля от стиля Людовика XIV к стилю французского Регентства.

Родился в Лотарингии, в небольшом городке Сен-Мийель, в семье художников Леклер, прозванных Берен. Члены семьи были потомственными оружейниками, мастерами парадного оружия и воинского снаряжения, чеканки и золочения металла. Такие мастера издавна занимались и ювелирным искусством, сочинением и гравировкой орнаментов.

Образование Ж. Берена не установлено, но известно, что уже в ранний период он проявил себя как орнаменталист и декоратор. В 1663 году в возрасте 23 лет Жан Берен опубликовал первый сборник своих гравированных рисунков, проектов изделий из металла и оружия. Такого рода сборники гравюр с изображениями орнаментальных мотивов занимали большое место в художественной практике того времени. Их приобретали как заказчики и меценаты, так и простые ремесленники в качестве образцов.

Профессия рисовальщика-орнаменталиста сочеталась с деятельностью декоратора интерьера, живописца и мастера художественных ремёсел. Известно о дружбе Берена с архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром — одним из создателей Большого дворца в Версале, и шведским архитектором Никодемусом Тессином Младшим. В 1671 году Жан Берен выполнил ответственный заказ на перевод в гравюры орнаментальных композиций галереи Аполлона в королевском дворце Лувр, созданных первым живописцем короля Шарлем Лебреном. В 1674 году Берен получил звание «королевского рисовальщика». В его обязанности входило оформление придворных празднеств и траурных церемоний, создание эскизов и рисунков для архитектурных интерьеров, маскарадов и фейерверков, театральных декораций и костюмов, картонов для шпалер королевской мануфактуры Бове, проектов мебели и ювелирных украшений, карет и портшезов, рисунков для тканей, обоев и вышивок и даже для декора кораблей. С 1680 года Берен работал в качестве декоратора постановок придворных опер и балетов. Аристократическая публика запомнила так называемую карусель (маскарадную кавалькаду) 1662 года и эффектные сцены из придворных спектаклей, поставленных при участии Берена, среди которых извержение вулкана Этна в спектакле «Прозерпина» (1680) и выход из океана колесницы Фаэтона (1683). Придворного художника-декоратора привлекали также для обслуживания праздников и спектаклей родственники короля. Жан Берен старший был сценографом и декоратором торжеств в честь наследника престола (дофина) в замке-дворце Шантийи, устроенных принцем Анри Жюлем де Конде. Берен разрабатывал орнаментальный декор для парижского Отеля де Майи и резиденции дофина в Мёдоне.