Марат/Сад (пьеса)


«Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актёрской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада» (нем. Die Verfolgung und Ermordung Jean Paul Marats dargestellt durch die Schauspielgruppe des Hospizes zu Charenton unter Anleitung des Herrn de Sade), сокращённое название «Марат — Сад»[1] или «Марат/Сад»[2], — пьеса в двух актах драматурга Петера Вайса, созданная в 1963 году. В основе пьесы — вымышленный спор непосредственных участников Великой французской революции, излагающих свои взгляды на произошедшие события через пятнадцать лет после убийства Жан-Поля Марата.

Премьера пьесы состоялась в Театре Шиллера в Западном Берлине 29 апреля 1964 года и имела громкий успех, затем её поставили на сценах Восточной Германии, Великобритании, США и других стран. В 1967 году английский режиссёр Питер Брук выпустил кинематографическую адаптацию спектакля.

Пьеса остаётся востребованной и регулярно появляется в репертуаре театров, включая Royal Shakespeare Company (2011)[3], Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки (2008)[4] и Театр на Таганке(1998)[5].

Действие разворачивается в клинике для душевнобольных Шарантон[en] и практически полностью представляет собой «спектакль внутри спектакля». Вайс точно определяет время действия — 13 июля 1808 года, как и персонаж его пьесы, маркиз де Сад, который описывает события 13 июля 1793 года, дня смерти Жан-Поля Марата.

Директор клиники Кульмье представляет постановку предполагаемым зрителям, затем глашатай объясняет роли и кратко характеризует исполнителей. Начинается основное действие, которое ведут четыре певца и хор пациентов. Марат готовится писать воззвание к французской нации, приуроченное к четвёртой годовщине революции, и в монологах рассказывает о том, что произошло за это время. Корде обозначает намерение убить Марата. Время от времени пьесу прерывают де Сад, поправляющий актёров, Кульмье, возражающий против её содержания, критикующего установившийся имперский наполеоновский порядок, глашатай, дающий пояснения зрителям, и санитары, успокаивающие перевозбуждённых пациентов.

Маркиз де Сад и Марат, исполняя свои роли, вступают в очную дискуссию, обсуждая революцию, аристократию, церковь, народ. Де Сад называет революцию глупостью и добавляет: «Я верю только в себя!», Марат остаётся при своей убеждённости, что революция должна продолжаться. Появляющийся на сцене Жак Ру в ещё более радикальной форме агитирует за продолжение революции. Между спорами Корде и Дюпре разыгрывают сцены свидания, из-за маниакального эротизма актёра выходящие из-под контроля. Корде пытается проникнуть к Марату, но её не пускает Симона Эврар. Марату являются призраки: родители, представители народа, армии, церкви и буржуазии; Вольтер и Лавуазье.